Движения глаз пианистов при чтении с листа музыкального текстаНИР

Eye movements of pianists during sight reading of printed music

Источник финансирования НИР

грант РГНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Движения глаз пианистов при чтении с листа музыкального текста
Результаты этапа: Для осуществления проекта разработан оригинальный аппаратно-программный комплексе, позволяющий регистрировать движения глаз относительно нот без ограничений подвижности пианиста, что позволяет максимально приблизить условия эксперимента к естественным. В комплексе используется портативный видеоокулограф Arrington (Scene Camera Option, Arrington Research, Inc., USA) с частотой записи координат глаза 30 Гц. Комплекс позволяет получить синхронизируемую с музыкальным исполнением траекторию движений глаз музыканта в системе координат неподвижных нот. Эксперименты проведены с участием 16 студентов (9 мужчин и 7 женщин в возрасте 19-23 лет) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу фортепиано. Музыкантам предлагали для чтения с листа по одному развороту нот (2 страницы) трёх музыкальных фрагментов классических произведений разной сложности: двухголосного полифонического произведения, тему и вариацию произведения гомофонно-гармонического склада. Результаты показали, что специфика музыкального произведения оказывает влияние на исследованные характеристики музыкального воспроизведения – темп игры, количество ошибок музыкального исполнения. Комплексный анализ параметров воспроизведения музыкального текста при чтении с листа предоставляет возможность ранжировать музыкальные фрагменты по их объективной сложности для исполнения. Более сложное произведение исполняется в более медленном темпе, с большим количеством ошибок и меньшей стабильностью воспроизведения. Это согласуется с имеющимися литературными данными, что подтверждает адекватность методики нашего эксперимента. Исследованные фрагменты произведений усложняются в следующем порядке: тема гомофонно-гармонического произведения – двухголосное полифоническое произведение – вариация гомофонно-гармонического произведения. Данные о положении глаз при чтении музыкального текста позволяют исследовать интервал между положением взора в нотном тексте и исполняемым в этот момент нотам. Такой интервал, измеряемый, как правило, в нотных знаках, можно обозначить как зрительно-моторную задержку (ЗМЗ, англ., eye-hand span). Параметр ЗМЗ в нашем эксперименте значительно варьирует как у каждого испытуемого, так и между испытуемыми от -3 до 14 нотных знаков, что согласуется с литературными данными, полученными в экспериментах с профессиональными музыкантами при чтении ими однострочных нот. Выявлена прямая корреляция между ЗМЗ и стабильностью темпа. Также обнаружена достоверная обратная корреляция между ЗМЗ и количеством ошибок при чтении с листа – объективным показателем, характеризующим качество игры с листа. Детальный анализ параметров зрительных фиксаций и саккад показывает, что в сложных фрагментах пианисты выполняют больше менее длительных фиксаций, разделённых саккадами малых амплитуд. Таким образом, в местах усложнения нотного текста пианист читает ноты более детально (совершает больше близко расположенных коротких зрительных фиксаций), что отражается уменьшением ЗМЗ. Исполнение легкого фрагмента сопровождается саккадами больших амплитуд, а величина ЗМЗ возрастает. По результатам экспериментов при чтении с листа наиболее легкого музыкального текста ЗМЗ максимальна и в среднем составляет 4-5 нотных знаков, при чтении наиболее сложного произведения – 2-3 нотных знака. Таким образом, параметр ЗМЗ отражает сложность музыкальных произведений для пианистов примерно одного профессионального уровня. Полученные нами результаты по чтению двустрочных нот для обеих рук пианистами являются инновационными в мировой науке и уникальными в отечественных исследованиях. Опубликована одна статья в журнале из списка ВАК. Результаты были представлены на двух конференциях.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Движения глаз пианистов при чтении с листа музыкального текста
Результаты этапа: Результаты показали, что при чтении полифонического произведения длительность фиксаций выше, а амплитуда саккад ниже. При чтении монофонического произведения результаты противоположные – длительность фиксаций ниже, а амплитуда саккад выше. Средняя длительность фиксаций выше у менее опытных пианистов вне зависимости от стиля и сложности произведения. Были выявлены паттерны движений глаз по соотношению горизонтальных и вертикальных саккад. При чтении полифонического произведения количество вертикальных саккад выше, чем при чтении монофонического, что противоречит литературным данным. Также показано, что при чтении полифонического произведения доля возвратных саккад больше (данное различие выявлено на уровне тенденции). Оценка параметра ЗМЗ показала, что с повышением сложности музыкального фрагмента величина ЗМЗ уменьшается, что согласуется с полученными ранее результатами. Но величины ЗМЗ оказались значительно выше, чем в нашей предыдущей работе. Для наиболее простого фрагмента величина ЗМЗ составила 6-7 символов, для фрагмента средней сложности – 5-6 символов и для наиболее сложного – 4-5 символов. Было показано, что для более опытных музыкантов характерна меньшая величина ЗМЗ, что противоречит литературным данным и результатам предыдущей работы. При этом найдена обратная взаимосвязь между величиной ЗМЗ и количеством возвратных саккад в зависимости от опыта пианистов – у более опытных музыкантов величина ЗМЗ меньше, а количество возвратных саккад больше, у менее опытных – наоборот.
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Движения глаз пианистов при чтении с листа музыкального текста
Результаты этапа: На этапе 2018 г. у пианистов оценивали параметры РП - объем и эффективность обновления буфера. Выявлена обратная корреляция между ошибками (один из индикаторов качества чтения) и объемом РП при воспроизведении самого легкого произведения, а также между ошибками и эффективностью обновления буфера РП. Также выявлена обратная корреляцию между ЗМЗ и эффективностью обновления буфера РП при воспроизведении самого трудного произведения. Для исследования эффективности взаимодействия зрительной и двигательной систем у пианистов и испытуемых-немузыкантов без навыков игры на фортепиано (контрольная группа) измерено время сложной зрительно-моторной реакции (сЗМР), состоящей в нажатии каждого из 10 пальцев на одну из 10 клавиш клавиатуры компьютера в ответ на подсвечивание одного из 10 кругов на экране, соответствующего расположению пальца (имитация игры на инструменте). Время сЗМР у пианистов составляло в среднем 705±2 мс и оказалось высоко достоверно меньше этого показателя в контрольной группе 1004±6 мс. Таким образом, пианисты продемонстрировали высокие показатели зрительно-моторной деятельности по сравнению с немузыкантами. Кроме тог выявили достоверную корреляцию между сЗМР и ЗМЗ при чтении простого произведения. Также выявлена корреляция между сЗМР и стабильностью зрительно-моторной деятельности при чтении (обратная величина стандартного отклонения ЗМЗ) для простого и сложного произведений. Это означает, что стабильность выполнения чтения с листа (при незначительной вариации ЗМЗ) определяется эффективным взаимодействием зрительной и двигательной систем, которое отражается меньшим временем сЗМР. Методом экспертных оценок мы разделили пианистов на две группы по качеству чтения с листа. Средняя длительность фиксаций оказалась достоверно ниже у опытных пианистов (203±3 мс) вне зависимости от стиля и сложности произведения, чем у менее опытных (225±3 мс). Предположительно, это свидетельствует о более высокой эффективности обработки зрительной информации у опытных пианистов. По усредненным ЗМЗ и параметрам РП не было выявлено различий между группами, но при этом пианисты группы с высоким качеством чтения продемонстрировали значимо меньшую дисперсию этих показателей. Таким образом, успешная группа оказалась более однородной по этим показателям.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".