ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В настоящее время в биологических, социальных и ментальных (когнитивных) науках все острее ощущается дефицит синтетических концепций, объединяющих представления о биологической эволюции с данными по истории развития общества и формирования личности. Это определяет актуальность предлагаемого междисциплинарного исследования, направленного на теоретико-методологическое обоснование и эмпирическую верификацию новой синтетической концепции развития сложных систем – концепции историко-эволюционного синтеза. Научная новизна данного подхода определяется его нацеленностью на вскрытие общесистемных закономерностей развития сложных абиотических и живых систем и, специально, - человека в эволюции природы (как индивида), в истории общества (как личности) и истории собственного жизненного пути (как индивидуальности). Основная задача «историко-эволюционного синтеза» - это поиск фундаментальных законов развития, общих для процессов биогенеза (эволюции индивида), антропосоциогенеза (эволюции личности) и персоногенеза (эволюции индивидуальности). В фокусе предлагаемой исследовательской программы находятся такие сложные системы, как «мозг», «человек», «социум». В области фундаментальной науки проект направлен на вскрытие и теоретический анализ общих фундаментальных закономерностей устойчивости и развития сложных систем, независимых от категориальной принадлежности системы. Акцент делается на анализе таких движущих факторов эволюции, как «вариативность (разнообразие) и устойчивость», «адаптация и преадаптация», «гомеостаз и развитие», «рутина и новизна», «избыточность и неопределенность». В области практики проектом предусматривается: (1) разработка новых программ повышения квалификации для воспитателей, педагогов и управленцев, внедряющих федеральные стандарты развития общего образования; (2) разработка междисциплинарных программ по направлению «психология», раскрывающих единство естественного, социального и гуманитарного направлений познания. Научная значимость ожидаемых результатов связана с предлагаемым в проекте подходом к решению методологической проблемы, от которой, по мнению Л.С. Выготского (1927), зависит существование психологии как науки: устранение путем историко-эволюционного синтеза конфронтации «биотропного» (ориентированного на науки о природе) и «социотропного» (ориентированного на мир культуры) направлений в психологии, «метафизического разделения» психологии на естественнонаучную (физиологическую) и описательную (понимающую, телеологическую) ветви. Практическая значимость проекта связана (1) с разработкой новых образовательных программ для высшего психологического образования (2 спецкурсов), (2) с созданием новых (вариативных) общеобразовательных стандартов и программ, (3) разработкой предложений по модификации существующих в России программ вариативного профессионального образования и (4) созданием специальной программы по внедрению в общественное сознание идеи толерантности, как нормы разнообразия и искусстве жизни с «непохожими» людьми. Итоги проекта планируется представить в виде 1 монографии и 5 статьях в рейтинговых изданиях из баз цитирования WOS и Scopus.
Currently, biological, social and mental (cognitive) sciences increasingly acute shortage of synthetic concepts, unifying idea of biological evolution with the data on the history of development of society and the formation of personality. It determines the relevance of the proposed multi-disciplinary research aimed at theoretical and methodological rationale and empirical verification of a new synthetic concept of development of complex systems - the concept of historical and evolutionary synthesis. The scientific novelty of this approach is defined by its focus on system-wide opening of the complex patterns of development of abiotic and living systems, and specifically - in the evolution of human nature (as an individual), in the history of the (as a person), and the history of their own way of life (as an individual). The main objective of "historical and evolutionary synthesis" is a search for the fundamental laws of common processes of ‘biogenesis’ (the evolution of the individual), ‘antroposociogenesis’ (evolution of the person) and ‘personogenesis’ (evolution of personality). The focus of the proposed research program are such complex systems as the "brain", "human", "society". In the field of basic science project is aimed at opening and theoretical analysis of the general fundamental laws of stability and development of complex living systems, independent of the categorical system accessories. The emphasis is on the analysis of such kind of the driving forces of evolution as "the variability (diversity) and sustainability", "adaptation and preadaptation", "homeostasis and development", "routine and novelty", "redundancy and ambiguity." In the area of practical application, the project provides: (1) development of new training programs for teachers, educators and managers implementing federal standards of general education, (2) the development of interdisciplinary programs in "Psychology", revealing the unity of the natural, social and humanitarian areas of knowledge. The scientific significance of the expected results is associated with the proposed project approach addressing the methodological issues, on which, according to LS Vygotsky (1927), the existence of psychology depends as a science. The essence consists in the elimination - by the historical and evolutionary synthesis - of confrontation between "biotropic" (based on the science of nature) and "sociotropic" (based on the world of culture) directions in psychology, elimination a metaphysical separation psychology on natural science (physiological) and descriptive (conscious, teleological) branches. The practical importance of the project is relating to the development of new type (‘variable type’) educational standards and programs as well as programs for the introduction into the public consciousness the idea of tolerance, as norms of tolerance and diversity as a norm of life with dissimilar people. The results of the project are planned to be submitted in the form of 1 (one) monograph and 5 (five) articles in ranked journals from citation databases WOS and Scopus.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования |
Результаты этапа: | ||
2 | 19 апреля 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования |
Результаты этапа: | ||
3 | 5 апреля 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Историко-эволюционный синтез развития сложных систем как методология социального конструирования вариативного образования |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".