Анализ механизмов овладения чтением младшими школьниками с помощью регистрации движений глаз и нейропсихологических методовНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 мая 2016 г.-15 декабря 2016 г. Анализ механизмов овладения чтением младшими школьниками с помощью регистрации движений глаз и нейропсихологических методов
Результаты этапа: В 2016 году разработан стимульный материал и начато исследование чтения у младших школьников с помощью регистрации анализа и движения глаз. В качестве материала для чтения использовался специально составленный набор предложений. Он состоял из 30 предложений, в каждом из которых было выделено ключевое слово, у которого контролировалось два параметра: его длина (в буквах, три градации – короткие, 3-4 буквы, средние, 5-6 букв и длинные, 7-8 букв) и частотность (2 градации – частотные, более 60 ipm и нечастотные менее 30 ipm). Частотность определялась по числу вхождений на миллион слов (ipm) по данным детского подкорпуса Национального корпуса русского языка. Созданный набор предложений использовался для записи движений при чтении про себя у учащихся первого и второго класса. Всего в исследовании в 2016 году участвовало 20 первоклассников и 40 второклассников, удовлетворительные по качеству записи получены у 13 первоклассников и 37 второклассников. Запись движений глаз проводилась на установке EyeLink 1000 (SR Research), частота опроса 1000 Гц. Для оценки особенностей чтения в зависимости от состояния когнитивных функций все дети также прошли полное нейропсихологическое обследование. У первоклассников анализировались три основных параметра глазодвигательной активности: среднее число, средняя продолжительность одной фиксации (далее – средняя продолжительность фиксации) и суммарное время фиксаций на слове. Оценка этих параметров в зависимости от свойств ключевых слов показала, что средняя продолжительность фиксаций у первоклассников практически не зависит от лингвистических характеристик слова, в то время как на количество фиксаций оказывает влияние как длина, так и частотность слова, дети предсказуемо делают больше фиксаций на словах по мере увеличения их длины и снижения частотности. Проведенный качественный анализ движений глаз у детей с различным состоянием функций переработки зрительной и зрительно-пространственной информации, позволяет предположить, что в зависимости от состояния этих функций, дети могут использовать различные (лексическую или сублексическую) стратегии при чтении. Анализ результатов, полученных при обследовании второклассников, проводился в два этапа. Во-первых, параметры их глазодвигательной активности при чтении сопоставлялись с данными, полученными в аналогичном по схеме исследовании, проведенном на немецком языке. Этот анализ показал, что вероятность пропуска слова русскими детьми оказалась несколько выше, чем при чтении немецкими детьми, также русские дети чаще всего делают одну единственную фиксацию, в то время как у детей, читающих на немецком наиболее вероятны множественные фиксации на слове. Среднее время фиксаций на слове в двух выборках оказалось сопоставимым, но за счет меньшего числа фиксаций при чтении на русском общее время фиксаций в среднем несколько ниже, чем при чтении на немецком. Одновременно, анализ эффектов длины слова и его частотности показал результаты, согласующиеся с данными немецких исследователей: на общую продолжительность фиксаций и на их число эти лингвистические характеристики слова оказывают значимое влияние, при этом среднее время фиксации мало зависит от этих факторов. В целом, это дает возможность утверждать, что созданный стимульный материал может использоваться в исследованиях чтения - получаемые с его помощью результаты согласуются многочисленными данными, приводимых в литературе о чтении на разных языках. Вторая часть анализа была направлена на оценку роли, которую играют в чтении, с одной стороны, функций переработки зрительной и зрительно-пространственной информации, а с другой – функции переработки слуховой и кинестетической информации. Этот анализ показал, что максимальные трудности при чтении испытывали дети со слабостью переработки зрительной и зрительно-пространственной информации. Однако, эта часть анализа носит предварительный характер и будет продолжена на следующих этапах реализации проекта.
2 15 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Анализ механизмов овладения чтением младшими школьниками с помощью регистрации движений глаз и нейропсихологических методов
Результаты этапа:
3 15 января 2018 г.-15 декабря 2018 г. Анализ механизмов овладения чтением младшими школьниками с помощью регистрации движений глаз и нейропсихологических методов
Результаты этапа: В рамках проекта проведено исследование движений глаз при чтении у детей 7-9 лет. На первом этапе был разработан оригинальный стимульный материал – корпус предложений, предназначенный для анализа глазодвигательной активности при чтении у младших школьников на русском языке. Он состоит из 30 тестовых предложений, в каждое из которых включено ключевое слово с контролируемыми длинной и частотностью. Этот стимульный материал позволяет стандартизировать процедуру исследований чтения на русском языке и соответствует аналогичным корпусам для исследования чтения у взрослых на русском и других языках. С его использованием на протяжении всего проекта было обследовано чтение в общей сложности у 154 младших школьников (13 первоклассников, 76 второклассников и 65 третьеклассников). Кроме того, все испытуемые проходили полное нейропсихологическое обследование и выполняли задания на чтение регулярных и нерегулярных слов и деление сплошного текста на слова. Полученные результаты анализировались с нескольких направлениях. Во-первых, была показана согласованность характеристик движений глаз при чтении разработанных предложений и других независимых оценок чтения, что позволяет говорить о достаточной надежности и валидности нового стимульного материала с точки зрения оценки состояния навыка чтения в целом. Во-вторых, были получены известные из исследований на других языках эффекты длины и частотности слов при чтении на русском языке: по мере удлинения слова и снижения его частотности растет количество и продолжительности фиксаций. В-третьих, анализировались возрастные особенности глазодвигательной активности при чтении у детей, учащихся во втором и третьем классе. Они показали, что нормально читающие второклассники отличаются по ряду параметров, от второго к третьему классу уменьшается число и продолжительность фиксаций на словах, что указывает на развитие технической составляющей навыка чтения в этом возрасте. Наконец, в-четвертых, анализировалось соотношение особенностей движений глаз при чтении и состояния когнитивных функций. Этот анализ, с одной стороны, позволил выявить наиболее важные с точки зрения освоения навыка чтения когнитивные функции, а с другой – выявить возможные стратегии освоения навыка чтения в зависимости от уровня развития тех или иных групп функций у детей разных возрастов. Показано, что на начальных этапах освоения навыка чтения показатели движений глаз коррелируют с функциями программирования и контроля, а также с функциями переработки зрительно-пространственной информации. При этом в третьем классе, при более сформированном навыке, помимо функций программирования и контроля, продолжительность и число фиксаций оказываются в большей степени связанными с показателями функций переработки слуховой информации, в то время как переработки зрительно-пространственной информации теряют свою роль. Сопоставление групп с разным уровнем различных когнитивных функций позволил также выделить описать особенности движений глаз при использовании сублексической и лексической стратегий при чтении. Показано, что использование сублексической стратегии скорее связано с относительной слабостью переработки зрительно-пространственной информации, а лексическая может возникать при относительной слабости переработки слуховой информации. В то же время, слабость функций программирования и контроля может приводить к слабости обеих стратегий и к худшему развитию навыка чтения в целом. По результатам, полученным в рамках проекта сделано 8 докладов на российских и международных конференциях, опубликовано 4 и сдано в редакцию ещё 2 научные статьи, а также опубликовано 5 тезисов.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".