Противоизносные и антифрикционные характеристики трибосопряжений, смазываемых средами, не содержащими химически-активных компонентов, при прочих равных условиях (одинаковых физико-механических характеристиках трущихся тел, макро- и микрогеометрии, условиями трибологического процесса и т.д.) при режиме граничной смазки в значительной степени определяются уровнем упорядоченности молекул смазочной среды в граничном слое и их ориентацией на поверхностях трения. На основе ранее выявленной авторами принципиальной возможности образования наноструктурированных граничных слоев с помощью углеродных покрытий-ориентантов, предполагается путём проведения комплекса исследований трибологических характеристик ряда специально синтезированных покрытий-ориентантов (монокристаллического углерода, в том числе легированного различными элементами, углерода с промежуточным металлокерамическим покрытием и т.д.) и контролируемого ими состояния ряда модельных и промышленных смазочных сред, а также исследования физико-химических процессов, происходящих при этом в фрикционном контакте, предлагается разработать научные основы создания и оптимизации покрытий-ориентантов для повышения смазочной способности масел в узлах трения машин и механизмов. Так, как строение и уровень упорядоченности покрытия-ориентанта воспроизводит в граничном слое его строение и уровень упорядоченности, а строение и уровень упорядоченности покрытия-ориентанта обеспечивается его составом и технологией нанесения этого покрытия, то анализ результатов трибологических исследований, исследований субмикрорельефа поверхности и её физико-механических характеристик на атомно-силовом микроскопе, нанотестере, поляризационном, оптическом и электронном микроскопах позволит путём корректного выбора состава покрытия-ориентанта и технологии его нанесения устанавливать ориентацию молекул смазочной среды в граничном слое, оптимальную для условий работы конкретного трибосопряжения. Это обеспечит смазываемому трибосопряжению оптимальные противоизносные и/или антифрикционные свойства.