Теоретические концепции развития массовой коммуникации: вопросы формирования российской школыНИР

Theoretical Frameworks of Mass Communication Research: Issues of Shaping the Russian School

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Теоретические концепции развития массовой коммуникации: вопросы формирования российской школы
Результаты этапа: Как бы не было диверсифицировано поле исследований медиа, возможно говорить о некоем сближении и унифицированности общей теории медиа. Зарубежные исследователи не смогли выработать единое понимание теории медиа. Но какими бы разными они ни были, они имеют общие пересекающиеся темы. К таким темам можно отнести: функционализм, политэкономию, культурологию, критические теории, структурализм и семиотику, нормативные теории. Как показало второе направление исследования, российский телеэкран, безусловно, стал за последние годы более позитивным, нравственным, человечным, патриотичным, креативным, созидательным, познавательным, милосердным, семейным, то есть приверженным базовым российским ценностям, но ценностных дисбалансов все еще очень много. А парадигма возрождения России как могучей, динамичной, справедливой и духовной державы может быть связана только с возвращением к корневым традиционным ценностям нашего народа, обогащенным, конечно, спецификой нового времени. Ставя во главу угла ориентации журнализма в соотнесенности с сущностной ценностной парадигмой, их роль в развитии общества, страны, цивилизации, полагаем, что следование “ценностному императиву” (то есть превалированию позитивного влияния медиасистем на процессы общественного развития), поможет найти выход из состояния аксиологического хаотизма, дуальности, в котором с 1990-х годов пребывала журналистика. Ценностные парадигмы, исповедуемые и отражаемые массмедиа, являются базовой основой их дальнейшего развития, имеющего прямую связь с судьбами страны и человечества. По первому этапу третьего направления исследований основной вывод сводится к оценке процессов роботизации как устойчивого технологического медиатренда, требующего дальнейших наблюдений и анализа. По имеющимся данным можно сделать предварительное заключение, что инновационный тренд роботизации приближается к пиковому состоянию хайп-цикла (рыночного ажиотажа). В связи с этим можно предположить, что ожидания рынка относительно как преимуществ, так и рисков технологий ИИ в СМИ несколько завышены. Основной вывод, касающийся второго этапа третьего направления исследований, состоит в том, что феномен сайнс-арт можно интерпретировать как зарождение новых форм рациональной рефлексии и медийных институтов, обладающих высоким прогностическим и регулятивным потенциалом. В рамках данного этапа подготовлено 6 статей (5 из низ в журналах из списка ВАК)
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. 2
Результаты этапа: Выявление основной проблематики исследований связано с изучением структуры теоретического знания в области журналистики, СМИ, массовой коммуникации, медиа, основных понятий массовой коммуникации и журналистики как общественно-ответственной информационной деятельности, специфики российских концепций массовой коммуникации в контексте зарубежных медиатеорий, специфики журналистики и массовой коммуникации в свете цивилизационных парадигм, теоретических подходов к изучению журналистики разных локальностей и субъектов коммуникации, ценностных оснований журналистской деятельности, как базового фактора отечественной журналистики, трансформации журналистской деятельности в связи с современной технологизацией медиапроцессов, перспективных технологий медиа (роботизированная журналистика, иммерсивная журналистика, гибридные медиа и т.п.).
3 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. 3
Результаты этапа: Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют появлению качественно новых явлений в повседневной жизни молодых россиян. Цифровые медиа, с одной стороны, таят в себе множество новых социокультурных угроз, становятся источником идеологического экстремизма, киберугроз, политической радикализации, девиантного поведения, мобилизации вокруг деструктивных лидеров мнений, агентов влияния, в том числе иностранных; с другой стороны, онлайн-медиапрактики открывают пользователям возможности многосторонней сетевой коммуникации, социализации, образования и самореализации, гражданской активности, борьбы за идеалы социальной справедливости и социального прогресса, возможности для личностного развития, способствуют повышению качества жизни, диверсификации стиля жизни и культурных практик, разнообразию досуга. Очевидно, что современные медиакоммуникации представляют собой и прорыв-ные, и «подрывные технологии/инновации» (disruptive technologies/innovations) – то есть такие, которые, способствуя революционному скачку в общественном и индивидуальном развитии, вместе с тем формируют и определенные угрозы существующим институцио-нальным государственным моделям, общественным нормам, традиционным культурным ценностям. Многие концепции медиапотребления и медиаповедения аудитории в цифровой среде сегодня формулируются на основе медиапрактик молодых людей – цифровых або-ригенов (миллениалов и поколения Z), но экстраполируются на аудиторные практики в целом. Такой подход оправдан: молодежь становится трендсеттером процессов, которые завтра будут определять будущее медиаиндустрии и, соответственно, ее актуальное тео-ретическое понимание. Теория использования и удовлетворения применительно к молодежной аудитории демонстрирует изменения, в основном в связи с распространением социальных сетей, ко-торые формируют среду существования современного молодого человека и, соответст-венно, обладают качествами и характеристиками не только медиа, но и социального про-странства. В результате трансформируются потребности аудитории, которая может не только получить от процесса медиапотребления информацию, знания и развлечения, но и удовлетворить запросы, связанные с социальной природой человека – к таким, прежде всего, относятся социализация и самореализация. Массовая коммуникация традиционно играла важную роль в социализации человека. Уже на раннем этапе теоретического осмысления этого процесса было отмечено, что массовая коммуникация как подсистема общества выполняет функции наблюдения за окружающим миром, корреляции с социальными структурами общества и передачи культурного наследия. Сегодня, в условиях смены традиционной массовой коммуникации новой – цифровой диверсифицированной медиакоммуникационной системой, когда в центре исследовательского внимания оказываются медиа, вопрос медиасоциализации современного человека актуализируется. Превращаясь из социального института, каковым были СМИ, в социальное пространство и принципиально иную среду обитания, медиа обладают несколько иным, чем прежде, потенциалом социализации аудитории, особенно молодежной. Свойства медиа как среды интенсифицируют медиасоциализацию, делая их влиятельным агентом первичной социализации, что напоминает воздействие на социализантов в локальных культурах. Молодежь нередко стремится находить себе сообщества по интересам как в реаль-ной жизни, так и в виртуальной, чтобы реализовать в контакте с близкими по духу людь-ми свои базовые потребности. При создании и распространении медиаконтента, при получении его одобрения членами сообщества молодые люди в медиапространстве не только социализируются, но и самореализуются. Таким образом, успешная медиасоциализация становится залогом осуществления начальных этапов медиасамореализации как процесса актуализации различных сторон личности в медиапространстве, приносящих удовлетворение от жизни. В связи с увеличением, растущим многообразием, усложнением информационного потока, убыстряющимися процессами взаимообмена информацией, трансформацией жур-налистской профессии, изменением медиапрактик остро стоит проблема научного ос-мысления методологических оснований и разработки комплексных методик изучения современного поликодового медиадискурса, в том числе и крайне важных сегодня психологических и этнокультурных аспектов информационного обмена.
4 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. 4
Результаты этапа: В соответствии с заявленным техническим заданием были достигнуты следующие результаты. В вопросе изучения актуальных теоретических концепций в сфере ме-диаисследований. В отчетный период в фокусе изучение актуальных теоретических кон-цепций в сфере медиаисследований оказались теоретические вопросы взаимовлияния ме-диа и конфликтов: рассматривались теоретико-методологические подходы к изучению конфликтов, а также типы и ключевые субъекты конфликтов, ставшие предметом анализа эмпирического исследования научных статей, опубликованных в ведущих отечественных и зарубежных академических журналах в области медиа. Выявлено, что основная роль в эскалации конфликта принадлежит таким субъектам, как медиа, власть, гражданское об-щество, аудиторные сообщества, конкретные индивиды. Установлено, что значимым фак-тором в анализе конфликта становятся этические принципы: чем они устойчивей, тем ни-же вероятность развития конфликта. Это распространяется как на медиа, так и на комму-никативные практики индивидов. В вопросе выявления специфики российских концепций медиа, массовой коммуникации и журналистики в контексте зарубежных медиатеорий и цивилиза-ционных парадигм. В отчетный период в отечественных медиаисследованиях обозна-чился тренд осмысления медиапространства как социальной системы. Было отчетливо отмечено, что медиакоммуникационная среда и практики активных аудиторных групп в ней приводят к формированию новых типов социальной жизни. Медиапотребление, став социальной практикой, воспроизводит и трансформирует социальную структуру. Медиатизация социальной жизни, отношений, взаимодействий – сегодня стала неотъемлемой характеристикой современного общества. Очевидно то, что цифровая медисреда конкурирует за первенство наряду со средой социальной реальности. Социальные процессы, через которые новые члены общества обретают понимание социальных норм и ценностей и достигают отчетливого чувства самости – социализация – происходит не только в условиях социальной реальности, но и в условиях медиареальности. Это особенно верно для представителей «цифровой молодежи». Социализация традиционно связывается с усвоением личностью навыков и умений, соответствующих культуре общества. Если же говорить о медиасоциализации, то речь идет о медиакультуре, формируемой в результате полисубъектных отношений различных игроков медиапространства, но прежде всего активной аудиторией медиа в результате взаимодействий с другими ее представителями в интернет-сообществах. В вопросе исследования концепта «креативность журналистики» в категории понятий, связанных с творческой деятельностью журналиста. Исследование показало, что процесс постижения сути любого процесса, явления, факта, как правило, требует со-средоточенности, углубленности, уединенности, что в оперативной ежедневной потогон-ной системе журнализма редко достижимо. Поэтому крайне важно осознать необходи-мость создания творческих условий для работы журналиста. В нашем социологическом исследовании по проблемам журналистского творчества «Основные факторы эффектив-ности журналистики» выяснилось, что журналисты крайне нуждаются в более свободном режиме работы, в возможности писать материалы в домашних условиях (теперь это воз-можно в связи с компьютеризацией процесса создания и передачи информации в редак-цию). Относительно самого процесса журналистского творчества – от возникновения за-дачи и через сбор информации до создания текста и его последствий – следует сказать, что у журналистов с большей творческой результативностью (лауреатов журналистских премий) этот процесс проходит более спонтанно, менее программируемо, чем у других журналистов. Поскольку судьбы человечества сегодня напрямую связаны с возрастанием роли информационных систем и журналистики, ее духовного, творческого потенциала, важно, чтобы эта креативность соотносилась с высокими ценностями, сущностным проникнове-нием в явления и процессы жизнедеятельности общества, способностью помогать ему ди-намично и успешно развиваться. В вопросе изучения специфики подходов к исследованию профессиональных ориентаций журналистов разных медиа и видов деятельности. Исследование показа-ло, что по многим позициям профессиональные ориентации и представления о характере журналистской работы российских и белорусских сотрудников региональных газет, по-павших в выборку, схожи. Тем не менее, по некоторым позициям заметны существенные различия. Это связано с установками на задачи авторской деятельности и роли совре-менных журналистов. Российские журналисты больше, чем их коллеги, ориентированы на задачи и роли общественного критика и оппонента властей. Белорусские журналисты акцентируют внимание на исполнении ролей источника информации, человека, привлекающего внимание к важным проблемам, помощника региональных властей в решении острых проблем и консолидации граждан. Можно предположить, что это оказало влияние на характер суждений и ориентации журналистов. Российские респонденты (в том числе в силу преобладания среди них журналистов старшего возраста) чаще высказывают зрелые суждения о миссии, задачах и ролях журналистов, пишут аналитические публикации, используют более разнообразные приемы при работе с источниками информации и подготовке текста. При этом белорусские коллеги выражают бОльшую удовлетворенность своим творчеством, чем российские. Однако в целом, судя по результатам нашего исследования, региональные журналисты и в России, и в Республике Беларусь одинаково успешно адаптируются к новым условиям работы в цифровой среде, широко используют конвергентные технологии и форматы современной журналистики. В вопросе исследования трансформации журналистской деятельности в связи с современной технологизацией медиапроцессов. В отчетный период трансформация журналистской деятельности в связи с современной технологизацией медиапроцессов была изучена на примере студентов – будущих журналистов. По результатам опроса можно говорить о следующих проблемах и трудностях организации учебного процесса в дистанционном режиме: - учебно-методические: дисбаланс учебной нагрузки, увеличение доли самостоятельной работы и ослабле-ние преподавательского (обучающего) присутствия в образовательном процессе; неготов-ность отдельных преподавателей к работе в онлайн-режиме, к адаптации программ и учебно-методического инструментария, отсутствие необходимых знаний и навыков, в том числе достаточной цифровой грамотности; - коммуникационные: дефицит «живого» общения с однокурсниками и преподавателями; отсутствие об-ратной связи от преподавателей и другие трудности коммуникации между всеми участниками образовательного процесса – студентами, преподавателями, учебной частью и другими административными структурами; - организационные: неудобная система рассылки учебных материалов, отсутствие адекватно образова-тельной платформы с собранным заданиями, лекциями, данными о посещаемости и успе-ваемости и пр. - технические проблемы неустойчивое интернет-соединение, отсутствие у некоторых студентов и препода-вателей необходимого компьютерного оборудования, программного обеспечения, платной подписки на Zoom, сбои программного обеспечения для онлайн-тестов и пр. В вопросе изучения практик и параметров медиапотребления российской мо-лодежи в контексте формирования нового теоретического знания. В отчетный период была изучена мотивация использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами. Систематизированы данные опроса студентов трех российских городов (г. Москвы, г. Нижнего Новгорода и г. Ростова-на-Дону) на предмет использования медиа-коммуникационных каналов и мотивов обращения к ним. Были достигнуты следующие результаты: получены, систематизированы и интерпретированы данные по присутствию традиционных медиа в структуре медиапотребления российских студентов, по типам ак-тивности в Интернете, по мотивам обращения к телевидению, к радио, а также к газетам и журналам. Проанализированы основные причины отказа от просмотра телевидения молодежью, основные причины отказа от прослушивания радио, от обращения к печатным газетам и журналам. Изучено взаимодействие российских студентов с социальными сетями, мессенджерами, мотивы обращения к ним. Представлены данные по ключевым приложениям в смартфоне среди российских студентов, указаны основные цели их использования, осмыслена роль смартфона для представителей цифровых россиян. Особое внимание уделено вопросу доверия молодежи к различным медиаканалам. На основе полученных данных проведен кластерный анализ, который позволил выявить 6 основных групп медиапотребителей с явным преобладанием одной, отличающейся использованием интернет-сайтов и мессенджеров как основных источников информации и коммуникации и высоким уровнем доверия к ним. Этот тип медиапотребителя отличается отказом от использования ТВ и печатной прессы как источников информации, а также низким доверием к радио. Проведенное эмпирическое исследование встроено в теоретический контекст медиатизации как процесса и состояния, свойственных современному обществу, в описание цифровой медиакультуры как доминирующей среды социализации и самоактуализации представителей поколения Z.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".