ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Создание виртуальной пространственная реконструкция исторического ландшафта Белого города Москвы XVI - XVIII вв. (с использованием технологий 3D моделирования)
At the first stage of the project, questions of the methodology and methods of studying and virtual reconstruction of the historical urban landscape were considered. This is one of the developing areas of modern historical urban studies based on digital technology, and above all 3D modeling and three-dimensional GIS. The subject of the study is a virtual reconstruction of the landscape of the Bely Gorod of the 16th - 18th cc. - the historical area in the center of Moscow. The source base of such an interdisciplinary project should include variety of sources and technologies for their analysis and synthesis. At this stage of the work, the first results were obtained that make it possible for the first time to build a virtual reconstruction of the landscape and dominant objects of the Bely Gorod, 3D models of which are “embedded” in the reconstructed historical landscape. At the same time, laser scanning and digital aerial photography technologies are also used, which make it possible to build 3D models of objects of virtual reconstruction at later time periods. The results obtained are consistent with the goals and objectives of the first year of the project development. Collected archival sources are necessary for the virtual reconstruction of historical landscape of the Bely Gorod and the dominant buildings of this historical territory of the center of Moscow (17th - 18th cc.). These sources include graphic materials (drawings and plans of buildings), visual materials (photographs of the 19th - beginning of 20th cc.), archaeological and geological data characterizing the elevation of the relief at various points of the Bely Gorod, as well as textual sources. Work was done on geoinformation analysis based on algorithms for creating Digital Landscape Models - conditionally continuous digital representations of heights using the capabilities of two-dimensional and three-dimensional visualization, and solving graphic and analytical problems. The problem of comparing various sources of spatial information (archaeological and geological surveys) with the use of GIS technologies is considered. It was revealed that for the study area there is a systematic difference in the surface heights of the archaeological mailland determined on the basis of these sources, which, nevertheless, does not exclude the possibility of their joint use. Using qGIS software, the reliefs of the territory of the Bely Gorod were reconstructed according to data from the 18th century. On the basis of the formed source complex, using the modern technologies for constructing 3D models, a virtual reconstruction of the five dominant buildings of the Bely Gorod of the 17th-18th centuries was carried out. (temples and civil buildings): Church of Prince Vladimir in Stary Sadeh, Cathedral of the Beheading of the Head of John the Baptist of the Ivanovoskiy Monastery, family estate F.A. Golovin - Princess N.S. Shcherbatova, et al. Work has been carried out to test digital methods that make it possible to realize landscape-positional alignment of the constructed 3D models of historical buildings with the reconstructed relief, and the optimal technique for this work has been determined. The results obtained are presented on the project website vrmsu.ru/landscape and are reflected in five articles (including those indexed in the WoS and Scopus journals databases) and nine papers presented at academic conferences including international ones.
Привязка топографических данных о рельефах XVI-XVIII вв. к историческим реконструируемым ландшафтам (во взаимодействии со специалистами из естественно-научному проекта) на рассматриваемых срезах, перенос данных, выявленных при работе с источниками, в среду ГИС и создание интерактивной модели. Cоздание виртуальной реконструкции основных объектов исторической застройки Белого города XVI-XVIII вв., их размещение на реконструированном ландшафте. Подготовка материалов исследования для создаваемого ресурса и публикация их на сайте проекта. Консультативно-экспертная оценка достоверности создаваемой партнерским естественнонаучным коллективом виртуальной среды с историческим ландшафтом и исторической застройкой центра Москвы на различных временных срезах. Публикация не менее 6 статей в научных рецензируемых журналах, из них 2 в журнала в базах Scopus и Web of Science. Апробация результатов исследования на научных конференциях (не менее 5 докладов) Написание рукописи первой части коллективной монографии (вторая часть будет написана коллективом естественно-научного проекта. -Опубликовать серию статей по результатам исследования (не менее 8 статей, включая 2 статьи в журналах из международных баз данных Scopus, Web of Science); подготовить первый раздел коллективной монографии (второй раздел будет подготовлен участниками естественно-научного проекта в рамках данного комплексного проекта)
Коллектив проекта имеет основательный задел для выполнения задач предлагаемого исследовательского проекта: В области изучения исторических ландшафтов ( особенно относящихся к исторической городской застройке) ряд участников проекта имеют значительный опыт исследования, это прежде всего работы д.и.н. С.З. Чернова, являющегося одним из наиболее авторитетных историков и археологов в данной области. Им опубликованы десятки работ (часть из них указана в списке публикаций участников проекта). Отдельного внимания заслуживают два цикла работа по объектам средневекового Радонежа с акцентом на эволюцию ландшафта городской застройки. Второй цикл связан с археологическим изучения старой Москвы с особым вниманием к характеру изменений ландшафта под влиянием антропогенных, а также к картографированию городской территории XV-XVII вв. Коллектив проекта включает также ряд исследователей участвовавших в научных проектах по созданию виртуальных реконструкций монастырских комплексов Москвы XVII - начала XX вв. Эти работы включали применение геоинформационных (ГИС) технологий для восстановления рельефа исторической застройки территории, включая монастырские комплексы, а также создание методик синтеза разновидовых источников, характеризующих утраченные объекты культурного наследия и дальнейшего их анализа на основе технологий 3D моделирования и методов виртуальной/дополненной реальности. Этот опыт отражен в целом ряде публикаций (включая статьи в журналах индексируемые в базах Web of Science и Scopus), а также прошел апробацию на нескольких научных конференций как в России, так и за рубежом (в Австрии, Германии, Китае). Эти методы и технологии оказались также востребованы в исследовательском проекте по реконструкции антропогенных ландшафтов полуострова Абрау в античную эпоху (с участием членов коллектива данного проекта).
Публикация не менее 6 статей в научных рецензируемых журналах, из них 2 в журнала в базах Scopus и Web of Science. Апробация результатов исследования на научных конференциях (не менее 5 докладов) Написание рукописи первой части коллективной монографии (вторая часть будет написана коллективом естественно-научного проекта.
Лаборатория математического обеспечения имитационных динамических систем | Соисполнитель |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 марта 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Пространственная реконструкция исторического ландшафта Белого города Москвы XVI - XVIII вв. (с использованием современных информационных технологий) |
Результаты этапа: 1. Выявлены (преимущественно в архивах) и оцифрованы источники, необходимые для реконструкции исторического ландшафта Белого города и доминантных строений этой исторической территории центра Москвы (XVII-XVIII вв.). Эти источники включают графические материалы (чертежи и планы строений), визуальные материалы (фотографии XIX-н.XX вв.), археологические и геологические материалы, характеризующие высоты рельефа в различных точках Белого города, а также текстовые источники. 2. Проведена работа по геоинформационному анализу на основе алгоритмов создания цифровых моделей рельефа (ЦМР) — условно-непрерывных цифровых представлений полей высот, используя возможности двумерной и трёхмерной визуализации, решения графических и аналитических задач. Рассмотрена задача сопоставления различных источников пространственной информации (археологических и геологических изысканий) с применением ГИС-технологий. Выявлено, что для территории исследования наблюдается систематическое различие высот поверхности археологического материка, определённых на основе этих источников, что, тем не менее, не исключает возможность их совместного использования. Реконструированы рельефы территории Белого города по данным на XVIII век. 3. На базе выявленных источников проведена виртуальная реконструкция пяти доминантных строений Белого города XVII -XVIII вв. (храмы и гражданские здания): Церковь князя Владимира в Старых Садех, Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Городская усадьба Ф.А. Головина – княгини Н.С. Щербатовой и др. В Приложении дается материал, характеризующий построенные виртуальные реконструкции указанных доминантных объектов, их краткая история и основные источники, использованные для создания соответствующих 3D 4. Проведена работа по апробации цифровых технологий, позволяющих реализовать ландшафтно-позиционную привязку построенных 3D моделей зданий к историческому рельефу, определена оптимальная методика этой работы. Результаты реализации Проекта, необходимые для достижения заявленных целей и результатов Комплексного проекта КОМФИ: 1. Проведено сравнительное тестирование 3D движков: Unity, Unreal engine, Unigine в задачах виртуальной реальности. Выбрано оптимальное программное обеспечение, обеспечивающее с наименьшими трудозатратами движение пользователя в виртуальной среде на этапе подключения к работе наших коллег - членов коллектива естественнонаучного проекта. 2. Совместно с коллег - членами коллектива естественнонаучного проекта разработана методика верификации построенных 3D моделей на основе специального программного модуля, интегрированного в интерактивную виртуальную среду Белого города. 3. Совместно с коллег - членами коллектива естественнонаучного проекта проведена адаптация алгоритмов, отслеживающих движения пользователя в виртуальной среде, с учетом особенностей исторического рельефа и доминантных исторических построек. Результаты этой работы отражены в совместных публикациях членов обоих коллективов. | ||
2 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Пространственная реконструкция исторического ландшафта Белого города Москвы XVI - XVIII вв. (с использованием современных информационных технологий) |
Результаты этапа: Итоги работы будут подведены в конце 2020 года. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".