ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Основные цели: 1) на основе идеи единства интеллекта и аффекта, конкретизированной в модели целостного функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека, обосновать интегративное представление (модель) об «эмоциональных способностях» как множественном многоуровневом образовании, включающем не только аспекты эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, но и эмоциональной сложности и доступности внутреннего плана переживаний, эмоционального прогнозирования и имплицитных теорий эмоций; 2) на основе культурно-исторического подхода к пониманию автобиографической памяти и предположений о роли эмоционального прогнозирования проверить ряд гипотез о регулятивной роли компонентов эмоциональных способностей, как интегративного конструкта. Согласно общей гипотезе, оптимальная в данном контексте организация АП будет сочетать высокий уровень мотивационной насыщенности жизненных целей будущего при реалистичной оценке их достижимости, высокую согласованность эмоциональных и событийных профилей образов будущего, прошлого и представления об идеальном жизненном пути, четкую дифференциацию ближних и дальних жизненных планов, наличие доступных для актуализации ретроспективно-проспективных кластеров самоопределяющих воспоминаний /событийных проекций в будущее. Фундаментальной научной задачей, на который направлен данный проект, является снятие оппозиции между традиционным ресурсным подходом и подходом с позиций развития психологических и поведенческих новообразований в исследовании реализации потенциала человеческого капитала. Данная фундаментальная задача будет конкретизирована относительно потенциала продуктивного использования, во-первых, эмоциональный способностей в построении проспективных и ретроспективных компонентов автобиографической памяти, и во вторых, жизненного опыта (преобразованного и репрезентированного субъекту когнитивно-личностной психологической системой автобиографической памяти) в регуляции текущего эмоционального состояния при прогнозировании, планировании и осуществления жизненных целей будущего. Связанными с этим научными задачами выступает интеграция разных компонентов эмоциональных способностей человека (эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности, эмоционального прогнозирования, имплицитных теорий эмоций и др. компонентов) в единую модель, основанную на идее единства интеллекта и аффекта, что потребует апробации на российских выборках ряда методик, позволяющих диагностировать соответствующие компоненты и процессы эмоциональной регуляции.
The project is driven by the intention to take an integrative perspective on cognition and emotion in autobiographical memory research. From this perspective, emotional abilities are seen as a powerful mediator of prospective functioning of autobiographical memory, i.e. the ability to anticipate and plan personal future addressing to resource of personal past keeping stable sense of self-continuity and high level of resistance to stressful events. The latter ability is considered to be an important component of human capital. In this project we intend to develop a complex methodology combining a set of theoretical frameworks: the theory of unity of intellectual and personality potential, the cultural-historical approach to autobiographical memory, the concept of emotional forecasting and implicit theory of emotions. We are going to examine empirically whether the emotional abilities (considered being a conjunction of emotional forecasting, emotional intelligence, emotional creativity) impact significantly into regulation of prospective autobiographical memory. In the first phase of the project, we will develop and validate a set of diagnostics tools appropriate to assessment the multi-faceted construct of emotional abilities. A series of studies will be conducted to test a hypothetical model of the optimal correspondence between emotional abilities and autobiographical memory. Based on the theoretical conceptualization of the unity of intellect and affect and on the conceptualization of autobiographical memory as a motivationally-moderated cognitive function (hence, on one hand, extremely sensitive to emotional influences, and, on the other, can itself serve a tool for emotional regulation), we hypothesize that emotional abilities should play a significant role in its efficiency. Therefore, emotional abilities will be examined as mediating as well as moderating factors in the effectiveness of problem solving under the task of sustaining a positive emotional state under stress and overcoming hurdles in achieving high-value life goals.
Ожидается конкретизация роли эмоционального прогнозирования, имплицитных теорий эмоций (в связях с эмоциональным интеллектом и эмоциональной сложностью, личностными свойствами Большой пятерки и отношения к неопределенности и риску) в том, какие события человек видит для себя в будущем более/менее вероятными, и описания того, как автобиографическая память (АП) может влиять на это. На основе разработки методики «Самооценка личности» (СОЛ) (Krasavtseva, 2018) и анализа подходов к пониманию саморегуляции будет конкретизировано представление об эмоциональной саморегуляции и связи ее как с личностными свойствами, так и со структурами АП. В результате выполнения проекта впервые будет создана и эмпирически верифицирована прогностически валидная комплексная модель вклада ансамбля мнемических и когнитивно-личностных предикторов в успешность реализации проспективной функции автобиографической памяти (АП). Отличительной особенностью данной модели будет являться то, что зависимыми переменными в ней будет выступать эффективность выполнения заданий, которые концептуально связаны с высоким качеством прогнозирования, планирования и достижения целей будущего. Такими заданиями, выступающими в функции деятельностных проб, согласно нашей концепции, являются решение задач на игнорирование помех при работе с мотивационно значимой целью и задач на эффективность саморегуляции эмоционального состояния. В рамках проспективного лонгитюдного исследования будут получены и валидизированы надежные эмпирические данные, устанавливающие соответствие между и структурными, содержательными и динамическими характеристиками АП, интеллектуально-личностным потенциалом человека (компонент - эмоциональные способности) и достижением жизненных целей в реальном контексте. На основе разработанной модели и полученных эмпирических данных будут предложены подходы и технологии к оптимизации процессов транспонирования накопленного человеком жизненного опыта в функционально продуктивное представление о будущем.
На базе идей единства интеллекта и аффекта, образа мира, деятельностного подхода и активности личности в принятии и преодолении неопределенности руководителем сформулирована концепция единого функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. В ней особое место отводится предвосхищающей активности личности, в которой нераздельно представлены и когнитивные, и личностные компоненты регуляции. В исследованиях Корниловой рассмотрены аспекты стилевой регуляции решений человека в условиях неопределенности, одним из которых стало соотношение интуитивно-эмоциональной и аналитически-рациональной подготовки прогнозов.Существенным аспектом в понимании разных видов предвосхищающей активности стало выделение проблемы динамического контроля неопределенности, с ролью образа мира в качестве стабилизатора многоуровневых и множественных процессов регуляции решений и действий человека в условиях неопределенности (Смирнов, Чумакова, Корнилова, 2016). При этом обоснована идея продуктивной роли предвосхищающей активности, которая теперь будет применена к рассмотрению эмоциональных предвосхищений и эмоциональных способностей. Результаты работы в этом направлении доложены на 10 международных конференциях. Исполнителем проекта В.В. Нурковой на базе культурно-исторической методологии разработана системная концепция автобиографической памяти (АП) как высшей мнемической функции второго порядка, которая иерархически структурирует содержания семантической и эпизодической мнемических подсистем, интегрируя их на уровне личностных автобиографических смыслов в целостную «историю жизни». АП исследуется как антропогенетически позднейшая личностно-когнитивная динамическая психологическая система (по Л.С.Выготскому), которая складывается за счет овладения человеком специальными социо-культурными практиками и символическими средствами. Изучается функциональный потенциал АП в отношении я-концепции и самооценки человека, его диахронической интегрированности и прогнозирования будущего.
На первом этапе реализации проекта будут представлены результаты по направлениям: 1) Апробации методики Эмоциональная креативность Дж. Эверилла (Averill, 2000). Предыдущая русскоязычная апробация проводилась на маленькой российской выборке (Валуева, 2009) и на белорусской (Андреева, 2018), что не позволяет считать их результаты достаточно надежными и валидными. Как показывают наши пилотажные исследования (Шестова, 2019), опросник позволяет выделять новую шкалу – «эмоциональной сложности», валидизация которой позволит включить ее в связи с другими компонентами эмоциональных способностей и в схемы обсуждения АП у лиц с разной эмоциональной сложностью. 2) Апробация методики Эмоциональное прогнозирование (Affective Forecasting) (MaRRoQuín, Nolen-Hoeksema, Miranda, 2013), что потребует изменения пунктов для российской выборки. Это позволит включить наименее изученный компонент эмоциональных способностей в другие линии намеченных исслдеований (связей с ЭИ, с АП, с рядом личностных свойств). 3) Будут разработаны и эмпирически верифицированы исследовательские протоколы проб, которые, согласно нашей гипотезе связаны с эффективным проспективным функционированием личности: проба резистентности к помехам при работе с мотивационно значимой целью личного будущего; проба эффективности саморегуляции эмоционального состояния и проба выявления самоопределяющих воспоминаний / проекций будущего. В совокупности с данными диагностики ретроспективного и проспективного компонентов макроструктуры АП по результатам применения батареи графических методик Линия жизни, с учетом индивидуальных различий в уровне эмоциональных способностей будут описаны варианты вкладов ЭС в проспективные макроструктуры АП. 4) Будет использован ряд психодиагностических методик для сбора материала с целью последующего – на 2-3-й годы выполнения проекта - установления связей ЭС и АП с индивидуально-личностными особенностями, для которых на зарубежных выборках показаны связи (двух факторов Большой пятерки и нарциссизма с особенностями АП) и предполагаются новые, нами обосновываемые (со шкалами Темной триады, как нестабильного личностного ядра, и шкалами отношения к неопределенности и риску).
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 20 ноября 2019 г.-31 октября 2020 г. | Эмоционально-мнемические составляющие человеческого капитала |
Результаты этапа: Запланированные работы полностью выполнены. Результаты отражены в 8 статьях - из них 2 в журналах WoS, 2 - SCOPUS, 1 - ВАК, 3 - РИНЦ (сборники), а также в 9 тезисах на международных конференциях и 2 - на российской. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".