ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Целью проекта является определение факторов развития этнических СМИ России в условиях современной цифровой среды и составление прогноза развития СМИ на национальных языках в ближайшие пять-десять лет с учетом их современного состояния, векторов развития, а также актуальных запросов аудитории, индустрии, профессии и рынка.
В ходе работы нами будут исследованы конкретные кейсы СМИ на национальных языках, выявлены «лучшие практики» и конкретные стратегии работы СМИ, и проанализирована возможность использовать подобный опыт в работе других этнических СМИ России для повышения их эффективности, востребованности, конкурентноспособности на российском медиарынке.
В результате работы будет составлено комплексное представление о современном состоянии и векторах развития этнических СМИ России в условиях современной цифровой среды, о сложностях технологического, экономического, профессионального характера, с которыми СМИ сталкиваются сегодня, и о возможных путях их преодоления в современном цифровом обществе.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | Соисполнитель |
грант Президента РФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Факторы и актуальные тренды развития этнических СМИ России в условиях цифровизации |
Результаты этапа: На первом этапе работы был проведен анализ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение роли этнических СМИ в гармонизации межнациональных отношений, минимизации конфликтов на этнической почве в многонациональном российском обществе, сохранении этнокультурного плюрализма и этнической идентичности народов России. Нами были изучены данные о числе зарегистрированных в Роскомнадзоре этнических СМИ, их языкам, распределению по конкретным федеральным округам, проанализированы открытые данные Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, Федерального агентства по делам национальностей, Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики, Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Гильдии межэтнической журналистики и других источников, предоставляющих данные о СМИ и медиа на национальных языках народов России. Были исследованы публикации в области массовой коммуникации, журналистики, этнологии на тему этнических СМИ, этнической журналистики, этнических медиа в России и за рубежом за последние двадцать лет и проанализированы основные подходы к изучению этнических СМИ в контексте разных научных направлений. В практической части работы нами был проведен сравнительный анализ 75 этнических онлайн-СМИ, выходящих в восьми национальных республиках РФ, и сделаны выводы о сложностях, с которыми сталкиваются сегодня этнические СМИ в цифровой среде (недостаток оригинального онлайн-контента на национальных языках, нехватка квалифицированных кадров, владеющих национальными языками и цифровыми навыками, нехватка современного цифрового оборудования и доступа к высокоскоростному Интернету в редакциях и многие другие). Исследование вызовов со стороны цифровой среды было продолжено в исследовании цифрового капитала в условиях мультиэтнического российского общества (сравнительный анализ и измерение цифрового капитала в разных регионах страны при помощи масштабного онлайн-опроса Интернет-пользователей) и в серии из одиннадцати глубинных интервью с сотрудниками редакций этнических СМИ в республиках Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия). Полученные данные позволяют говорить об основных трендах, оказывающих влияние на развитие и профессиональную деятельность этнических СМИ России. В числе таких трендов мы выделяем активное распространение цифровых технологий, медиатизацию всех сфер современной жизни, уход молодой аудитории от печатной прессы в сторону онлайн-СМИ, актуальный запрос на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями и умеющими создавать контент для Интернет-платформ, потребность в альтернативных источниках получения прибыли в дополнение к государственной поддержке (платное размещение контента, pay-wall, реклама, подписка и т.д.) и многие другие. На первом этапе работы помимо публикаций в изданиях из международных и российских баз данных нами была подготовлена глава в монографии Ethnic Journalism in the Global South (eds. A. Gladkova, & S. Jamil), которая будет опубликована в 2021 г. в издательстве Palgrave Macmillan, Великобритания. Глава ‘Ethnic journalism in Russia: Between social mission and profession’ рассматривает этническую журналистику и этнические СМИ в трех национальных республиках – Татарстан, Башкортостан и Чувашия и освещает тренды развития этнических медиа с учетом запросов цифровой среды. Нами были также подготовлены программы двух новых курсов на русском и английском языках в рамках магистерских программ на факультете журналистики МГУ. Чтений лекций в рамках курсов Russian Journalism as a Multicultural Digital Space (4 зачетные единицы) и Этнические медиа в мультикультурной России (2 зачетные единицы) запланировано начиная с осеннего семестра 2021 г. | ||
2 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Прогноз развития этнических СМИ России в условиях современной цифровой среды |
Результаты этапа: На втором этапе работы нами был проведен экспертный опрос сотрудников 30 редакций этнических СМИ, выходящих в республиках Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Саха (Якутия), Чувашия, а также в Пермском крае на шести национальных языках – татарском, башкирском, удмуртском, якутском, чувашском и комипермяцком. По результатам исследования были сделаны выводы о вызовах профессионального, технологического, экономического характера, с которыми сталкиваются СМИ на национальных языках сегодня, а также об актуальных стратегиях, перспективах и прогнозе работы этнических СМИ в условиях цифровой среды. Исследование показало, что вызовы, с которыми сталкиваются этнические СМИ в России сегодня, довольно схожи – это недостаток финансирования и определенная зависимость этнических СМИ от государственной поддержки; нехватка квалифицированных специалистов с высоким уровнем владения национальным языком и уверенными навыками работы в цифровой среде; снижение в большинстве случаев тиражей печатных изданий и вызванный этим явлением вынужденный переход в онлайн, к которому многие СМИ оказались не готовы; сохраняющееся цифровое неравенство между регионами РФ, в значительной степени влияющее на работу редакций этнических СМИ. Вместе с тем, несмотря на вызовы профессионального, технологического и экономического характера, с которыми сталкиваются этнические СМИ в своей работе, редакции ищут способы повышения эффективности, востребованности, конкурентноспособности своих СМИ на российском медиарынке. Несмотря на сохраняющееся неравенство между регионами в доступе к цифровым технологиям и инфраструктуре, а также в уровне цифровых компетенций сотрудников редакций, этнические СМИ активно осваивают новые онлайн-платформы, стремятся расширить свою аудиторию в Интернете, в том числе за счет более активного присутствия в социальных сетях. По результатам работы нами были предложены критерии эффективности работы этнических СМИ, в том числе профессионального, экономического и технологического характера, включающие охват аудитории, объемы доходов от рекламы, наличие или отсутствие онлайн-версии издания, присутствие издания в социальных сетях, уровень цифровых компетенций сотрудников редакций и другие, а также предложен прогноз развития этнических СМИ в долгосрочной перспективе с учетом вызовов и актуальных тенденций развития российского медиапространства. Мы полагаем, что полученные результаты могут быть использованы для выработки стратегии развития этнических СМИ в федеральном и региональном масштабе с учетом актуальных трендов и вызовов современной цифровой среды; для оптимизации механизмов регулирования и саморегулирования в сегменте этнических СМИ; для разработки механизмов государственной поддержки этнических СМИ в области цифрового развития, о необходимости которой неоднократно упоминали журналисты в глубинных интервью (повышение цифровой грамотности сотрудников редакций, ликвидация цифрового неравенства в регионах и другие); для распределения государственного финансирования (гранты ФАПМК, президентские гранты, федеральные и региональные дотации и субсидии, налоговые льготы). |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".