ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель – исследовать теоретико-методологические и эмпирические основания российской географии детства.
The relevance of the study is determined by attracting public attention to the rights of children (including the right to a comfortable environment) and new phenomena in spatial childhood realizations (child mobility, participatory environment design, globalization of childhood and others). The novelty of the alleged formulation of the problem consists in the institutional description of the Russian geography of childhood as a scientific subdiscipline (historiographical overview with the identification of stages of development, the definition of the object, the subject, the purpose and objectives of the sub-discipline, interdisciplinary links, the identification of macro- and microsocial levels of study). In the course of the project implementation, a database of Soviet and Russian empirical studies will be developed in the socio-geographical direction of the childhood research; methods for the study of the geography of childhood are classified; the spatial differences in the formation and development of "children's worlds" in the regions of the Russian Federation are grounded by the methods of correlation and regression analysis; the strength of the influence of the natural and socio-economic environment on the formation of children and the "quality of childhood" was evaluated. The terms, clarified during the study (spatial environment of childhood, spatial practices of children, child mobility, children's places, free play, playground, street socialization, friendly environment, etc.) will be supplemented with appropriate dictionaries and reference books
Первый год реализации проекта Поиск в зарубежных библиографических и реферативных базах данных необходимого эмпирического материала по социо-географическим исследованиям детства, формирование выборки (Филипова А.Г., Костина Е.Ю.) Поиск в российских библиографических и реферативных базах данных необходимого эмпирического материала по социо-географическим исследованиям детства, формирование выборки (Зубова О.Г., Купряшкина Е.А.) Выделение категорий и единиц анализа для проведения контент-анализа публикаций социо-географического направления изучения детства (Филипова А.Г., Белоусов К.Ю.) Формирование кодировочного документа в Excel, внесение в него данных по всей выборочной совокупности (Купряшкина Е.А., Белоусов К.Ю.) Формирование списка ключевых экспертов (N=25) и гайда интервью (Филипова А.Г., Костина Е.Ю., Зубова О.Г.) Проведение интервью (в т.ч. с использованием Skype, Viber) с российскими и зарубежными специалистами (Филипова А.Г., Купряшкина Е.А., Белоусов К.Ю.) Транскрибирование полученных интервью (Филипова А.Г., Купряшкина Е.А., Зубова О.Г., Костина Е.Ю.) Поэтапное кодирование данных интервью (Филипова А.Г., Белоусов К.Ю.) Операционализация основных понятий исследования (все участники проекта) Проведение научных экспедиций для изучения российских научных социологических школ, вовлеченных в пространственное изучение детей и детства (Филипова А.Г., Зубова О.Г., Костина Е.Ю., Белоусов К.Ю.) Анализ полученных эмпирических материалов с выделением направлений социо-географического изучения детей и детства макро, мезо и микросоциального уровней, а также методов пространственного изучения детства (все участники группы) Наполнение созданного географической проектной группой сайта «Российская география детства» соответствующим эмпирическим материалом (Купряшкина Е.А.) Подготовка сборника научных статей с предварительным описанием сравнительного анализа зарубежных и российских научных публикаций в области географий детства, проблем институционального оформления и развития российской географии детства по материалам экспертных интервью (все участники проектной группы) Предварительное обсуждение полученных данных в форме докладов на конференциях в гг. Санкт-Петербург, Москва, Владивосток (Филипова А.Г., Костина Е.Ю., Белоусов К.Ю., Зубова О.Г.). Планируется одна поездка в г. Санкт-Петербург для участия во всероссийской конференции «Ковалевские чтения» (Филипова А.Г.), одна поездка в г. Москву для участия в Грушинских чтениях (Костина Е.Ю.), одна проездка в Великобританию для участия в работе секции по географиям детства, молодежи и семьи Королевского географического общества (Филипова А.Г., Зубова О.Г.) Написание 5 статей в журналы, индексируемые в российских и зарубежных наукометрических базах, в т.ч. 2 – в Scopus или Web of Science (все участники проекта) Второй год реализации проекта Дополнительный сбор необходимого эмпирического материала (интервью, в т.ч экспертные интервью с психологами, педагогами (N=15), научные публикации); (Костина Е.Ю., Зубова О.Г.) Анализ полученных на первом этапе эмпирических данных (все участники группы) Дополнение базы данных советских и российских эмпирических географических исследований детства, созданной географами, соответствующими социологическими исследованиями (Костина Е.Ю., Купряшкина Е.А.); Выделение этапов развития географии детства в России и за рубежом (Филипова А.Г. Белоусов К.Ю., Зубова О.Г.) Классификация методов исследований географии детства, издание информационно-методического материала с примерами реализованных эмпирических исследований (Филипова А.Г., Белоусов К.Ю.) Наполнение сайта «Российская география детства» новым эмпирическим материалом, распространение презентаций проекта в сети Интернет (Купряшкина Е.А., Костина Е.Ю.) Внесение изменений и дополнений в построенную географами онтологию предметной области «Географии детства» (Филипова А.Г., Зубова О.Г.) Исследование методами корреляционного и регрессионного анализа пространственных различий в формировании и развитии «детских миров» в регионах РФ; выявление силы влияния природного и социально-экономического окружения на формирование детей и «качество детства». Эмпирической основой выступит собранный географами статистический материал (2000-2016 гг.) (Филипова А.Г., Белоусов К.Ю.) теоретико-методологическое обоснование российской научной суботрасли - географии детства (Филипова А.Г., Белоусов К.Ю., Зубова О.Г.) оформление исследования в форме рукописи монографии, трех статей (в т.ч. 2 - в журналах, индексируемых в Scopus или Web of Science), трех докладов на конференциях различного уровня. (все участники группы) выработка рекомендаций по использованию междисциплинарного потенциала географий детства в российской науке и практике (Филипова А.Г., Костина Е.Ю.)
Отдельные позиции исследовательского проекта «Отечественная социология детства: теоретико-методологические и эмпирические проблемы институционализации и развития» (Совет по грантам Президента РФ, проект МД-3569.2015.6, рук. Филипова А.Г.), связанные с институциональным обоснованием российской социологии детства, изучением системы подготовки специалистов по социологии детства в контексте модернизации высшего образования, станут основой для концептуального выстраивания исследования в рамках предлагаемого проекта. Кроме того, изученные теоретические подходы российской социологии детства помогут установить теоретико-методологические рамки российской географии детства, а изученные публикации российских социологов детства, связанные с пространственным исследованием детства, будут включены в выборку для контент-анализа и далее – в базу данных российских эмпирических социо-географических исследований детства.
Результаты проекта внесут существенный вклад в институциональное обоснование новой для российской науки и практики суботрасли, сформировавшейся на стыке социологии и географии (разработка категориального аппарата, обоснование теоретико-методологических основ, классификация методов и т.д.). В ходе реализации проекта будет сформирована база данных советских и российских эмпирических исследований, проведенных в русле социо-географического направления исследования детства, классифицированы методы исследований географии детства, издан информационно-методический материал с примерами реализованных эмпирических социо-географических исследований. Выявлены и обоснованы методами корреляционного и регрессионного анализа пространственные различия в формировании и развитии «детских миров» в регионах РФ; произведена оценка силы влияния природного и социально-экономического окружения на формирование детей и «качество детства». Эмпирической основой выступит собранный географами статистический материал (2000-2016 гг.) Основные положения исследования будут использованы в преподавании учебных курсов «Социология детства», «Методы социологического изучения детства», «Социальная работа с детьми», «Социология города», «География населения», «География города», «Социальная география» и др. Термины, проясняемые в ходе исследования (пространственное окружение детства, пространственные практики детей, детская мобильность, детские места, свободная игра, детская площадка, уличная социализация, дружественная среда и пр.) пополнят соответствующие словари и справочники.
ФГБОУВС ВГУЭС | Соисполнитель |
ФГБОУВС ВГУЭС | Координатор |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2021 г. | География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | География детства как новая область междисциплинарных исследований |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".