Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников как ключевого фактора повышения толерантности и профилактики негативных проявлений в среде обучающихсяНИР

Formation of the communicative competence of high school students as a key factor in increasing tolerance and preventing negative manifestations among students

Источник финансирования НИР

грант Департамента образования города Москвы, Воспитательная и социокультурная работа с обучающимися, развитие органов ученического и студенческого самоуправления. Формирование патриотизма, воспитание толерантности, профилактика негативных проявлений в среде обучающихся

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 ноября 2019 г.-31 декабря 2020 г. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников как ключевого фактора повышения толерантности и профилактики негативных проявлений в среде обучающихся
Результаты этапа: Рекомендации по развитию коммуникативных умений: 1. Дотренинговая диагностика показала, что 10-классники совершают грубые ошибки на всех четырех этапах разрешения конфликтной ситуации. Первая самая распространенная ошибка, которую допускают подростки при обсуждении любой проблемной ситуации – пропуск 1-го этапа содержательного разрешения конфликтов – прояснения позиции собеседника и формулирование точек разногласия – и переход сразу ко 2-му этапу обсуждения: приведению аргументов в пользу своей позиции. При этом участники конфликта абсолютно уверены, что совершенно точно знают, какую позицию отстаивает их собеседник, вступая в спор, и бывают очень удивлены, когда, в ответ на просьбу озвучить ее для «зачинщика конфликта», оказывается, что они не правы. Причиной данной ошибки, помимо отсутствия знаний о структуре и этапах разрешения конфликтов, является отсутствие умений, направленных на прояснение позиции собеседника до начала обсуждения. Для создания условий, помогающих осознать необходимость 1 этапа обсуждения (прояснение позиции) и формирования умений, помогающих это реализовать, необходимо придерживаться правила: на уроках, во внеурочное время при обсуждении любой проблемной ситуации нельзя переходить к этапу приведения доводов до тех пор, пока вы не прояснили позицию своего собеседника и четко не сформулировали пункты разногласия с его позицией. Научиться работать на данной стадии чрезвычайно важно, так как это не только будет способствовать дальнейшему продуктивному обсуждению проблемных ситуаций, но может стать источником предотвращения многих, только зарождающихся конфликтов, в целом. 2. Вторая распространенная ошибка – уверенность в том, что в содержание слов (понятий), которые используют люди при обсуждении проблем они вкладывают одно и тоже значение. Многие конфликты разворачиваются и обостряются на фоне использования в аргументации категориальный различений типа «лучше/хуже», «умный/глупый», «полезно/вредно», «хорошо/плохо», «любит/не любит» и т.п., не имеющих строго определенного содержания для всех его участников. Подростки убеждаются, что это не так, когда их просят привести пример того, что они имеют в виду под «хорошо», «лучше», «любит и т.п. Для преодоления данного типа ошибок необходимо, во-первых, при использовании в общении содержательно неоднозначно определенных понятий всегда приводить примеры, разъясняющие их содержание, указывать критерии отнесения к той или иной категории (лучше – это …; любит, значит…; и т.п.) и просить делать это своего собеседника. Во-вторых, формировать умение активного слушания собеседника, используя в общении фразы: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь …?» «Я правильно понял, что …?» 3. Третья распространенная ошибка при разрешении конфликтов – отсутствие какой бы то ни было доказательной базы при приведении аргументов в пользу своей позиции, действия по типу «поверь мне просто так». Мы советуем педагогам всегда обращать внимание на наличие/отсутствие доказательной базы, когда они являются модераторами или арбитрами конфликтных ситуаций. Для этого достаточно указывать собеседникам на то, что при отстаивании своей правоты есть правило: ничто не принимается на веру. Недостаточно просто привести довод в свою пользу, всегда необходимо продемонстрировать, что доводу можно верить, что есть доказательства, подтверждающие истинность данного довода. 4. Наконец, четвертая ошибка касается этапа завершения обсуждения. Подростки, в большинстве своем, рассматривают разрешение проблемы как ситуацию «кто кого», не понимая, каким образом можно достигнуть компромисса. Обучение достижению компромиссных решений – особое направление работы, при котором участников конфликта не просто призывают пойти на уступки, а демонстрируют, каким образом это можно сделать. Одним из путей может выступить личный пример, когда в конфликтных ситуациях педагоги будут объяснять подросткам, что компромисс – это всегда двунаправленный (или многонаправленный, в зависимости от того, сколько сторон принимают участие в конфликте) процесс. Поэтому уступить друг другу в тех или иных деталях должны оба (все) участники конфликта. 5. Для того чтобы эффективно разрешать конфликты на всех стадиях разворачивания конфликтной ситуации, необходимо формировать у подростков структуры формально-логического мышления. Психологические исследования показывают, что стихийно они, к сожалению, не формируются у всех участников образовательного процесса в полном объеме. Для решения этой задачи можно запланировать специальные уроки с привлечением специалистов-психологов, либо организовать консультации психологов и преподавателей-предметников для решения вопросов интеграции алгоритмов формирования формально-логических структур в содержание учебных дисциплин. 6. Дотренинговая диагностика показала, что у подростков не сформированы не только коммуникативные умения содержательного обсуждения конфликтов, но и умения, помогающие снизить конфликтность и негативные проявления в ситуациях доверительного межличностного общения. Это умения «слушания» и «говорения» в ситуациях, когда собеседник хочет поделиться своими чувствами и переживаниями. Формирование «слушания и говорения» может быть реализовано в рамках специально организованных тренингов специалистами школьных психологических служб или с привлечением психологов на условиях аутсорсинга. Также можно рекомендовать старшеклассникам повышать свою компетентность в данной области, используя интернет-контент, представленный на YouTube-каналах специалистов в области формирования и развития коммуникативных умений (докторов и кандидатов наук ведущих вузов страны).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".