Результаты этапа: Рекомендации по развитию коммуникативных умений:
1. Дотренинговая диагностика показала, что 10-классники совершают грубые ошибки на всех четырех этапах разрешения конфликтной ситуации. Первая самая распространенная ошибка, которую допускают подростки при обсуждении любой проблемной ситуации – пропуск 1-го этапа содержательного разрешения конфликтов – прояснения позиции собеседника и формулирование точек разногласия – и переход сразу ко 2-му этапу обсуждения: приведению аргументов в пользу своей позиции. При этом участники конфликта абсолютно уверены, что совершенно точно знают, какую позицию отстаивает их собеседник, вступая в спор, и бывают очень удивлены, когда, в ответ на просьбу озвучить ее для «зачинщика конфликта», оказывается, что они не правы.
Причиной данной ошибки, помимо отсутствия знаний о структуре и этапах разрешения конфликтов, является отсутствие умений, направленных на прояснение позиции собеседника до начала обсуждения.
Для создания условий, помогающих осознать необходимость 1 этапа обсуждения (прояснение позиции) и формирования умений, помогающих это реализовать, необходимо придерживаться правила: на уроках, во внеурочное время при обсуждении любой проблемной ситуации нельзя переходить к этапу приведения доводов до тех пор, пока вы не прояснили позицию своего собеседника и четко не сформулировали пункты разногласия с его позицией.
Научиться работать на данной стадии чрезвычайно важно, так как это не только будет способствовать дальнейшему продуктивному обсуждению проблемных ситуаций, но может стать источником предотвращения многих, только зарождающихся конфликтов, в целом.
2. Вторая распространенная ошибка – уверенность в том, что в содержание слов (понятий), которые используют люди при обсуждении проблем они вкладывают одно и тоже значение. Многие конфликты разворачиваются и обостряются на фоне использования в аргументации категориальный различений типа «лучше/хуже», «умный/глупый», «полезно/вредно», «хорошо/плохо», «любит/не любит» и т.п., не имеющих строго определенного содержания для всех его участников. Подростки убеждаются, что это не так, когда их просят привести пример того, что они имеют в виду под «хорошо», «лучше», «любит и т.п.
Для преодоления данного типа ошибок необходимо, во-первых, при использовании в общении содержательно неоднозначно определенных понятий всегда приводить примеры, разъясняющие их содержание, указывать критерии отнесения к той или иной категории (лучше – это …; любит, значит…; и т.п.) и просить делать это своего собеседника. Во-вторых, формировать умение активного слушания собеседника, используя в общении фразы: «Что ты имеешь в виду, когда говоришь …?» «Я правильно понял, что …?»
3. Третья распространенная ошибка при разрешении конфликтов – отсутствие какой бы то ни было доказательной базы при приведении аргументов в пользу своей позиции, действия по типу «поверь мне просто так».
Мы советуем педагогам всегда обращать внимание на наличие/отсутствие доказательной базы, когда они являются модераторами или арбитрами конфликтных ситуаций. Для этого достаточно указывать собеседникам на то, что при отстаивании своей правоты есть правило: ничто не принимается на веру. Недостаточно просто привести довод в свою пользу, всегда необходимо продемонстрировать, что доводу можно верить, что есть доказательства, подтверждающие истинность данного довода.
4. Наконец, четвертая ошибка касается этапа завершения обсуждения. Подростки, в большинстве своем, рассматривают разрешение проблемы как ситуацию «кто кого», не понимая, каким образом можно достигнуть компромисса.
Обучение достижению компромиссных решений – особое направление работы, при котором участников конфликта не просто призывают пойти на уступки, а демонстрируют, каким образом это можно сделать. Одним из путей может выступить личный пример, когда в конфликтных ситуациях педагоги будут объяснять подросткам, что компромисс – это всегда двунаправленный (или многонаправленный, в зависимости от того, сколько сторон принимают участие в конфликте) процесс. Поэтому уступить друг другу в тех или иных деталях должны оба (все) участники конфликта.
5. Для того чтобы эффективно разрешать конфликты на всех стадиях разворачивания конфликтной ситуации, необходимо формировать у подростков структуры формально-логического мышления. Психологические исследования показывают, что стихийно они, к сожалению, не формируются у всех участников образовательного процесса в полном объеме.
Для решения этой задачи можно запланировать специальные уроки с привлечением специалистов-психологов, либо организовать консультации психологов и преподавателей-предметников для решения вопросов интеграции алгоритмов формирования формально-логических структур в содержание учебных дисциплин.
6. Дотренинговая диагностика показала, что у подростков не сформированы не только коммуникативные умения содержательного обсуждения конфликтов, но и умения, помогающие снизить конфликтность и негативные проявления в ситуациях доверительного межличностного общения. Это умения «слушания» и «говорения» в ситуациях, когда собеседник хочет поделиться своими чувствами и переживаниями.
Формирование «слушания и говорения» может быть реализовано в рамках специально организованных тренингов специалистами школьных психологических служб или с привлечением психологов на условиях аутсорсинга. Также можно рекомендовать старшеклассникам повышать свою компетентность в данной области, используя интернет-контент, представленный на YouTube-каналах специалистов в области формирования и развития коммуникативных умений (докторов и кандидатов наук ведущих вузов страны). |