ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Планируется продолжение исследования влияния механизма зачисления на академические успехи при обучении студентов. Анализ математической подготовленности абитуриентов-химиков, в частности, анализ динамики насыщения математической составляющей химических задач конкурсных вступительных экзаменов и олимпиад школьников, проводимых МГУ. Анализ типологии содержания конкурсных химических задач. Изучение регионального состава студентов I курса факультета и его зависимости от механизма набора. Разработка и внедрение новых учебных курсов в связи с реорганизацией учебных планов. Работа по развитию методического сопровождения курсов для химического и смежных факультетов.
It is planned to study the impact of continued enrollment mechanism to academic success in teaching students. Analysis of the mathematical training of students-chemists, in particular, analysis of the dynamics of saturation of the mathematical component of chemical problems of competitive entrance examinations and Olympiads, held the Moscow State University. An analysis of the typology of the content of competitive chemical problems. The study of the regional composition of the I year students and its dependence on the set mechanism. Development and introduction of new training courses in connection with the reorganization of the curriculum. Work on the development of methodological support courses for the chemical and allied departments.
На основе анализа выработка рекомендаций по совершенствованию механизмов привлечения и отбора подготовленных и высокомотивированных выпускников школ на химический факультет МГУ. Выработка рекомендаций по поддержанию широты регионального состава зачисляемых на первый курс в условиях продолжающейся в России демографической депрессии. Оптимизация заданий вступительных испытаний по химии и комплектов заданий предметных олимпиад школьников, проводимых МГУ, в том числе выработка рекомендаций по насыщению химических задач разных типов математической составляющей. Разработка и внедрение новых учебных курсов, развитие методического сопровождения уже имеющихся курсов в связи с реорганизацией учебных планов химического и смежных естественнонаучных факультетов.
Научный коллектив имеет большой практический опыт проведения исследований по заявленной тематике. В составе коллектива – авторы популярных школьных учебников, справочников и пособий для школьников и поступающих по химии, авторы университетских учебных пособий, а также авторы учебных курсов, читаемых на химическом и смежных факультетах. Коллективом разработана и опробована методика статистического анализа комплектов заданий вступительных экзаменов и олимпиад школьников, а также письменных работ абитуриентов и участников олимпиад. Анализ регионального состава проводится по отработанной методике. Показано, что общий уровень подготовки зачисляемых на первый курс химического факультета постоянно снижается, и особенно заметно – с 2009 года, когда прием на факультет начал осуществляться в основном по результатам ЕГЭ. Тревожная ситуация выявлена в области математической подготовленности абитуриентов-химиков. Выявлены проблемные темы в программе вступительных испытаний по химии, к таковым можно отнести химию природных соединений. Разработана методика анализа остаточных знаний по химии студентов-гуманитариев. Результаты проведенных исследований опубликованы в научных журналах и тематических сборниках, докладывались на солидных отечественных и международных научных и методических конференциях.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования |
Результаты этапа: Выполнен анализ места математического содержания в университетском курсе неорганической химии (I курс). Проанализированы первые результаты внедрения комбинированного обучения в программу подготовки аспирантов химического факультета по дисциплинам педагогического блока. Продолжен анализ содержания курса химии в школьных учебниках и заданиях ЕГЭ по химии. Проведены работы по развитию методической поддержки химического олимпиадного движения школьников и турниров для студентов химических специальностей (ChemCamp). Результатом проведенных исследований явилась выработка и публикация рекомендаций по составлению заданий и проведению этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии, вступительных экзаменов в филиале МГУ в г. Баку, разработка комплектов заданий для письменного вступительного экзамена по химии и химических олимпиад школьников, организуемых и проводимых Московским университетом. Изучение математической составляющей конкурсных задач и заданий олимпиад высокого уровня позволило оптимизировать составление и адресное насыщение заданий элементами математики с целью лучшей адаптации зачисляемых на I курс химического факультета МГУ к требованиям университетских курсов неорганической химии и высшей математики. | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования |
Результаты этапа: Объект исследования - фундаментальное химическое образование, в том числе - область на стыке основного среднего и высшего профессионального образования. Целью исследования явилось отыскание путей и способов повышения эффективности функционирования фундаментального химического образования, в том числе путем создания современного методического обеспечения. В результате проделанной работы были созданы методические рекомендации и пособия по проведению этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии, пособия по организации и проведению вступительных испытаний по химии и олимпиады "Ломоносов" по химии на базе анализа математической составляющей химических задач. Рекомендации по внедрению: научные результаты работы по теме могут использоваться в высших учебных заведениях, ведущих подготовку по специальности "Химия", при проведении конкурсных вступительных экзаменов и вузовских олимпиад, нацеленных на отбор подготовленных абитуриентов. Непосредственная область применения - подготовка сбалансированных комплектов олимпиадных заданий и билетов конкурсных вступительных экзаменов по химии. | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования |
Результаты этапа: Выполнен анализ регионального состава студентов первого курса химического факультета за последние 20 лет. Анализ показал, что смена механизма зачисления (вместо традиционных вступительных экзаменов - сумма баллов ЕГЭ плюс оценка за единственный вступительный экзамен по химии), изменение экономической ситуации в стране и снижение популярности фундаментального естественнонаучного образования привели к перераспределению регионального состава, в частности, к уничтожению "белых пятен" в зонах влияния крупнейших российских университетов. Выполнен анализ межпредметных элементов в химических задачах вступительных экзаменов и олимпиад школьников. Разработана типология содержания (на примере физического и математического элементов) химических задач., отобраны задачи с физической составляющей и классифицированы в соответствии с разработанной типологией. Разработаны и внедрены новые учебники и учебные пособия для школьников, абитуриентов и студентов вузов | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования |
Результаты этапа: В отчетный период было продолжено изучение типологии содержания конкурсных и олимпиадных химических задач относительно элементов математического и физического содержания. Было проведено сопоставление физической составляющей химических конкурсных задач и содержания программ вступительных испытаний МГУ по химии и по физике. Было продолжено изучение влияния траектории зачисления (без вступительных испытаний, с учетом бонусов за олимпиадные успехи, по результатам Единых Государственных экзаменов и дополнительного вступительного испытания) на академические успехи студентов первого года обучения. Проведено изучение регионального состава студентов, набираемых на первый курс факультета, и его сопоставление с результатами предшествующих наборов. Проведена работа по развитию методического сопровождения школьного курса химии (базовый и углубленный уровни), для абитуриентов и участников школьных химических олимпиад, для студентов химического и смежных факультетов. Продолжены работы по методическому сопровождению химических олимпиад школьников разных уровней (от университетской многопрофильной олимпиады "Ломоносов" до Всероссийской олимпиады школьников по химии). | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Методическое обеспечение развития фундаментального химического образования |
Результаты этапа: На данном этапе разработаны и подготовлены учебники и учебные пособия для школьников, а также методические материалы для учителей химии, в частности, для пропедевтического курса. Проанализированы перспективы замены дисциплин естественнонаучного цикла интегрированным курсом "Естествознание" в старшей школе. Подготовлен сборник, включающий все задания конкурсных вступительных экзаменов по химии в МГУ в 2019 г. и университетских химических олимпиад. Разработано учебное пособие для углубленной подготовки к ЕГЭ по химии. На базе конкурсных университетских задач по химии проведен статистический анализ, выявивший глубокое взаимодействие химического и физического содержания задач на примере понятий теплоемкость и тепловой баланс. Проанализированы подходы к решению проблемы активизации самостоятельной работы студентов, что явилось особо актуальным в контексте перехода к дистанционным методам обучения студентов на химическом и смежных естественнонаучных факультетах. На основе анализа программ по неорганической химии для студентов химического факультета МГУ разработано новое современное издание "Практикума" и учебника по неорганической химии. Показано, что в современной ситуации, характеризующейся конкуренцией между химическими вузами, наличие современного методического обеспечения фундаментального химического образования призвано обеспечить лидирующее положение МГУ в этой области знания. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".