ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
The aim of this Project is a contrastive parametric research of the discourse linguistic creativity as well as the linguistic techniques of reproducibility and stereotype construal. The linguistic data for the research will constitute an annotated twolanguage Corpus of Russian and English text fragments. The Corpus will incorporate the sub-corpora of media discourse (including political discourse), feature films discourse, advertising discourse, internet discourse, discourse of children’s literature, avant-garde literary discourse, science fiction discourse, epistolary discourse. The discourse types selected are socially relevant and versatile, transmedial and sensitive to linguistic innovation. The discourse research is both synchronic and diachronic, with the latter addressing the most significant historical stages of the discourse type evolution. At the same time, it analyzes the following discourse parameters: – level 1: Extrinsic (macro discourse) parameters dependent on the outer factors influencing the creativity of the language system in discourse. These include the factors of cultural, social, national and international political events, economic and scientific advances in terms of their impact on the selected discourse types creativity performance. – level 2: Intrinsic (micro discourse) parameters regulating the creative use of the language system, which manifests itself in phonetic, grammatical, lexical and phraseological variation, e.g. in syntactic incoherence, lexical incongruence, semantic modifications. The selected discourse types help detect the linguistic constraints and allowances in creativity performance and differentiate their means (e.g. pun, errors, slips of the tongue, spontaneous or intended anomalies). – level 3: Transdiscourse parameters, which reveal the transfer routes of the selected discourse types. They allow to find out how the discourse transmediality enhances linguistic creativity, for instance how linguistic innovations in film discourse might affect the values of creativity parameters in advertising or mass media discourse. The Project challenges the problem of existing linguistic variation in the modern scientific and social big data world. Contemporary language globalization vs. specification imbalance, which is an expected consequence of technological progress and growing communication exchange, contributes to the changes in communication models adopted. They are becoming more complicated in terms of multimodal forms applied, education standards change, ethic and aesthetic values and categories transformations. This imbalance is further intensified following the English language impact, which might in some cases cause lexical and grammatical instability in the Russian language. The metalanguage reflection becomes here a matter of high significance with a definite pragmatic rather than just semantic appeal. Therefore, linguistic creativity has a powerful influence of a manipulative nature on the individual and national Russian and English-language world view, which is evidenced in the present research. The Project advances the new knowledge on linguistic creativity in discourse, which allows to identify the discourse types demonstrating high/low degree of creativity and high/low transmediality impact within Russian and English social, communicative, and interactional culture.
Общим результатом проекта станут модели формирования языковых новаций в активно развивающихся и взаимосвязанных типах дискурса русского и английского языков. Эти дискурсы принадлежат наиболее значимым сферам жизнедеятельности: детское воспитание и образование, экономика, политика, реклама и связь с общественностью, искусство, интернет. По итогам проекта будет установлен комплекс лингвокреативных техник как различных способов креативного использования языка в зависимости от определенного типа дискурса. Выявленные техники и разработанные модели позволят создать алгоритм оценки степени лингвокреативности в разных языках (русском и английском). Благодаря этому алгоритму возможно: 1) разграничивать креативные и некреативные явления в дискурсе и языке, а также лингвокреативные явления, которые поддерживают норму, и лингвокреативные явления, которые модифицируют норму; 2) систематизировать разные типы дискурса по степени проявления в них лингвокреативности и выявить дискурсы, в которых креативный потенциал языковой системы реализуется в большей (или меньшей) мере; 3) выстроить шкалу дискурсов по степени их лингвокреативности; 4) выявить креативные явления, характеризующие разные языковые уровни (грамматический, лексический,словообразовательный, фразеологический) и свойственные в большей или меньшей степени конкретному из исследуемых типов дискурса (например, художественному, массмедийному, рекламному, кинематографическому). Разработанные модели и выявленные техники найдут применение в лингвистике и общем цикле гуманитарных наук в качестве «инструментария» для углубленного понимания природы языкового творчества и его социальной и коммуникативной функций, в гуманитарном образовании, в риторике, в дидактике и методике преподавания родного и иностранного языка, в журналистике, в структурах по связям с общественностью. Полученные результаты могут применяться в учебных курсах по общему языкознанию и частным лингвистическим дисциплинам в вузах, при подготовке бакалавров, магистров, аспирантов, а также при подготовке практикующих экспертов в области оценки дискурсивных практик и в институтах повышении квалификации специалистов в области филологии. Научная значимость данного проекта заключается в системном проблемно-ориентированном изучении разного рода форм и типов языковых изменений и новаций, происходящих в наиболее лояльных к креативному процессу дискурсах в наиболее важные для каждого типа дискурса периоды их развития. Общественная и практическая значимость проекта состоит в установке критериев, по которым возможно оценить и спрогнозировать «успешность» дискурсов в зависимости от лингвокреативности, их историческую значимость в эволюции языковой системы и роль в системе ценностей современного общества. Исследование позволит выделить «коэффициенты лингвокреативности» (пороговую величину языковых инноваций)для каждого отдельного типа и общий «коэффициент лингвокреативности» для всех типов. На основании полученного коэффициента будет составлена формула, позволяющая высчитывать степень лингвокреативности текста, а также – в перспективе – компьютерная программа расчета лингвокреативности текста и дискурса. Обработка полученных данных – языковых проявлений креативности в исследуемых типах дискурса – позволит выработать инструментарий,направленный на нейтрализацию социально и политически значимых видов языкового манипулирования на сознание и мнение носителей языка, а также на повышение резистентности носителей языка к недостоверной информации,передаваемой в различных дискурсах. Настоящее исследование выполняется силами высококвалифицированного коллектива лингвистов, в состав которого входят специалисты по дискурс-анализу. Ожидаемые результаты соответствуют мировому уровню развития науки.
ИЯз РАН | Координатор |
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2021 г. | Параметризация лингвокреативности в дискурсе и языке |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".