Результаты этапа: В первый год проекта исследовательской группой велась работа по изучению метро-ритмических характеристик русского неклассического стиха, в том числе, в свете его отношений с иностранными поэтическими формами.
Было завершено создание корпуса русских логаэдов и осуществлен полный метро-ритмический анализ составивших его текстов. В корпус вошли произведения четырнадцати авторов от Сумарокова до Цветаевой, а также русские переводы Горация: всего 355 произведений, 7564 стихотворных строки. Также был создан и проанализирован по той же методике сравнительный корпус из ямбов, написанных авторами рассмотренных текстов. Оказалось, что логаэды ритмически выделены на фоне прозаической речи по сравнению с двусложными метрами: это выражается в повышенной средней ударности икта в логаэдах по сравнению с ямбами и хореями, то есть в тенденции избегать пропуски метрических ударений. Разрыв между средним процентом ударности икта в ямбах и логаэдах у русских поэтов в сопоставимых по ударно-слоговому устройству метрах обычно равен примерно 10%. Самый большой разрыв характерен для Н. Гумилева (разрыв в 15%), М. Цветаевой (разрыв в 16%) и О. Мандельштама (разрыв в 20%). Скорее всего, малое количество пропусков метрических ударений и вызванная этим повышенная средняя ударность в логаэдах связаны со сложностью метрического алгоритма: читателю, да и автору, сложно следить за метром, инерция размера проявляется с трудом. Логаэды, подражающие античным образцам, оказываются лабораторией, из которой освобождаются освоенные русской поэзией логаэдические ритмы, превращаясь наравне с тоникой в одну из генеральных тенденций русского неклассического стиха. Такое высвобождение особенно заметно в поэзии акмеистов и Цветаевой. Тем не менее, послужив формированию одного из видов новой поэзии, логаэдический стих античного образца так и остается не до конца освоенным. Если сравнивать логаэдические размеры с гекзаметром (ставшим основой для многих дериватов, превратившимся в полноценный размер русского метрического репертуара), — станет очевидным, что окончательного их освоения не произошло (многочисленные виды эолийских размеров не прижились на русской почве).
Был создан корпус раннего 4-иктного тактовика с метро-ритмической разметкой (40 текстов Бальмонта, Блока, Вяч. Иванова, Брюсова, Гумилева и Мандельштама, 1418 строк). Каждая строка корпуса получила характеристику ее слогоакцентной и метро-ритмической структуры (для адекватного отражения сложной формы тактовика были разработаны специальные правила ритмической записи). Полученные данные были проанализированы: выделены однородные группы текстов, описаны ритмические особенности тактовиковых строк разных авторов и отдельных произведений. Особое внимание мы уделили вопросу о возможных иноязычных источниках конкретных ритмических структур.
Многообразие ритмических форм 4-иктного тактовика позволяет поэтам добиваться большого ритмического разнообразия, при этом тексты одного автора могут очень сильно отличаться по ритмическому рисунку. Для большинства исследованных текстов продуктивен метро-ритмический анализ, учитывающий деление длинной 4-иктной строки на два полустишия (2+2). 4-иктный тактовик на первом этапе его освоения модернистами оставался трудной формой, требующей напряжения, что, вероятно, определило его стремление в исследуемый период к логаэдизации. Чрезвычайно важным представляется факт, что самые обширные по количеству стихов тексты, написанные 4-иктным тактовиком, — это переводы. Всесторонний анализ собранного стихового материала (который мы планируем расширить в будущем году) поможет решить фундаментальный вопрос существования/несуществования тактовика как специфического тонического или тоникосиллабического стиха, отличного от дольника.
Кроме того, были изучены ритмические аномалии в 5-стопном ямбе Иосифа Бродского, а именно появление дополнительного (лишнего) слога в строке, чаще всего на зияниях гласных. Это явление объяснено стремлением поэта через имитацию ритма английского ямба раскрепостить русский стих.
|