ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Цель проекта состоит в проведении всесторонней научной оценки с позиции современной конституционно-правовой и муниципально-правовой науки перспектив активизации в ближайшие годы в России концепции «единой системы публичной власти», которая приобрела высшее нормативное закрепление в результате конституционных поправок 2020 года.
The relevance of the stated project is connected with the need to build a unified, transparent and effective system of management of territories in Russia, which would replace the practice of "manual management" at the level of both regions and municipalities. Constitutionalization of the doctrinal category of the "unified system of public authority" in 2020 indicates the priority for the current state development of building a model for solving the problems of the population on the ground, which on the one hand would be flexible and adaptive, on the other – transparent for control and controlled by uniform legal algorithms. In other words, the category of "unified system of public authority" should turn into a full-fledged constitutional and legal institution. Its durability will depend on how well it is integrated into the system of other basic constitutional categories, such as federalism and the independence of local self-government. Solving this problem is a task of national importance. The scientific novelty of the study stems from the fact that the category of a unified system of public authority was fixed in the text of the Constitution of the Russian Federation during the constitutional reform of 2020. As a concept of scientific and judicial doctrine, this category took place earlier, but today it has been transformed into a normative category, and a category of the highest, constitutional level. Therefore, it is necessary to move from the variation of interpretations inherent in the doctrinal discussion to a solid and consistent theory, calibrated for practical application. The expected results of the project are the formation of a theoretically consistent and practically feasible concept of a "unified system of public authority", as well as the development of a system of promising proposals for the development of relevant Russian constitutional legislation.
Ожидаемые научные результаты состоят в достижении задач, заявленных в проекте, а именно: - обобщение имеющихся в науке российского конституционного и муниципального права доктринальных позиций, их научная критика и выработка наиболее устойчивой и теоретически обоснованной системы доводов, доказывающих непротиворечивость идеи единства системы публичной власти содержанию ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления и невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти; - проведение компаративистского исследования в части правового регулирования взаимодействия региональных и местных органов власти, в особенности в таких государствах как США, ФРГ, Канада, Бельгия, Швейцария, Австрия, Индия, Бразилия и других федеративных государств для выработки представления о разнообразии национальных моделей и перспективах учета данного опыта в части федеративного и муниципального строительства в Российской Федерации; - обзор международных правовых стандартов и рекомендаций, которые вырабатываются наднациональными союзами и международными организациями; в первую очередь это относится к стандартам Конгресса местных и региональных властей при Совете Европы, а также другим авторитетными международными организациям; по итогам данного направления исследования формируется блок рекомендаций о наиболее перспективных стандартах для учета в российском законодательстве и практике, а также о механизмах имплементации взятых Российской Федерацией на себя международных обязательств, вытекающих из участия России, российских делегаций в международных соглашениях; - по итогам оценки практики реализации российского законодательства об общих принципах организации региональных органов власти и местного самоуправления, решений Конституционного Суда РФ и других судов российской судебной системы формируется система научно обоснованных выводов о наиболее узких местах российской практики, о наиболее удачных моделях построения взаимоотношений между региональными и местными органами власти, о способах распространения практики «good governance» в российских регионах и муниципалитетах; также в результате анализа особенностей устройства и первого опыта организации функционирования федеральной территории «Сириус» будут сформированы выводы о возможностях масштабирования данного опыта на других российских территориях; будут сделаны выводы о пределах управляемости при развитии вариативности и гибкости управленческих моделей как в целом по Российской Федерации, так и особых случаях: в городах федерального значения, административных центрах субъектов РФ и на других территориях; - в анализе организационно-правовых механизмов контроля за сотрудничеством региональных и муниципальных органов власти со стороны Федерации планируется сформировать выводы о месте федеральных округов в построении системы контроля за решением локальных проблем российских территорий; целесообразно также провести анализ проблем контроля со стороны центральных властей деволюционных процессов в современных зарубежных государствах для того, чтобы сформировать рекомендации для совершенствования российского законодательства; - итогом исследования современных правовых средств, гарантирующих прозрачность взаимодействий и надлежащие профессиональные качества представителей региональных и местных элит будет служить система выводов о потенциале дальнейшей унификации прежде всего стандартов российского антикоррупционного в отношении государственных и муниципальных служащих и в особенности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности; также планируется выработать предложения по совершенствованию законодательства о декларировании доходов и расходов, урегулировании конфликта интересов с акцентом на механизмы работы комиссий по урегулированию конфликта интересов на уровне субъектов РФ, а также сформировать выводы о перспективах развития гарантий прозрачности деятельности органов власти субъектов РФ и органом местного самоуправления; - оценка роли Государственного Совета РФ как конституционного органа в координации взаимодействия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления будет направлена на выработку рекомендаций по совершенствованию механизмов его работы, а также его соотношению с другими конституционными органами (Совет Федерации, Совет безопасности РФ и др.); - каждый из выделенных тематических фрагментов, составляющих каркас данного научного проекта, помимо теоретической составляющей в виде доктринальных выводов по итогам исследования, будет также иметь и прикладную часть, связанную с конкретными предложениями по совершенствованию базовых источников российского конституционного и муниципального законодательства, в первую очередь это касается Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Среди проектов, которые в наибольшей степени можно характеризовать как «научный задел» для реализации данного научного проекта можно привести в пример проект Российского научного фонда «Формирование правовых гарантий качественного воспроизводства политической элиты в Российской Федерации в контексте совершенствования публично-властных отношений и подготовки к федеральному избирательному циклу 2016-2018 гг.», в ходе которого была подготовлена целая серия фундаментальных монографий, в частности: - Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014; - Организация государственной власти в России и зарубежных странах. Учебно-методический комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. Авакьян С.А.- М.: Юстицинформ, 2014; - Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы. Учебно-методический комплекс / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Юстицинформ, 2015; - Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. – М.: Юстицинформ, 2015; - Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом. Учебно-методический комплекс (учебное пособие) / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. — М.: Юстицинформ, 2016 и др. Итоги этого и других крупных научных проектов представлены на сайте юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова - http://law.msu.ru/pages/itogi_nauchnyh_proektov_0 Также серьезным научным заделом для данного проекта, демонстрирующим новые постановки научных проблем, разработанные программы и методы, являются и опубликованные работы участников проекта.
Итоги проекта будут отражены в следующей форме: - публикации в рецензируемых журналах, индексируемых в международных и российских научных базах (не менее 4); - планируется обсудить заявленную тематику и провести апробацию текущих результатов проекта в рамках конституционно-правовой секции международной конференции Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в ноябре-декабре 2021 г., в том числе с участием членов Межрегиональной ассоциации конституционалистов; - при максимальном размере гранта, указанном в условиях данного конкурса, коллектив обязуется подготовить к изданию сборник статей по теме проекта, что было бы целесообразно, учитывая системный и фундаментальный характер данного исследования.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 3 июня 2021 г.-26 января 2022 г. | Развитие конституционной концепции единой системы публичной власти в Российской Федерации: вопросы доктрины и траектории законопроектной программы |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".