В ходе выполнения проекта были собраны данные о регуляции активации у детей 7-10 лет, успешных и неуспешных в школьном обучении. Выборки детей 1 и 2 класса были собраны в 2012-2013 гг и расширены в 2014 г. Выборка школьников 3 класса была собрана в 2014 г. Всего в исследовании приняло участие 91 ученик первого класса, 71 - второго класса и 81 - третьего класса. Исследование проводилось с использованием общего нейропсихологического обследования и 4 компьютерных методик (Точки, Таблицы Шульте, графомоторная проба, теппинг).
На основе нейропсихологического наблюдения были выявлены 5 параметров (низкий темп, утомляемость, инертность, импульсивность, гиперактивность), которые с помощью факторного анализа были разделены на 2 фактора. Они позволили выделить два подтипа дефицита активационных компонентов: а) преобладание симптомов замедленности (утомляемости, инертности) и б) симптомов гиперактивности-импульсивности. Показано, что у детей с дефицитом функций I блока обоих типов выявляется снижение в развитии когнитивной сферы в целом (страдают и функции произвольной регуляции деятельности, и переработка информации различной модальности). Как следствие, эти дети чаще испытывают трудности в освоении школьной программы, в особенности это касается детей с выраженной гиперактивностью. Однако с возрастом, по данным нейропсихологического обследования, у гиперактивных детей симптоматика ослабевает, а у детей с низким темпом сохраняется, так что в результате третьеклассники с преобладанием симптомов замедленности становятся не менее подверженными риску школьной неуспешности и дезадаптации.
Использованные компьютеризированные методики подтвердили, что различные подтипы дефицита нейродинамики оказывают и общее и специфическое влияние на решение когнитивных задач. Так, у обеих групп с нарушением функций I блока мозга отмечается значительное ухудшение выполнения наиболее энергоемких заданий, требующих длительного стабильного поддержания внимания. При этом для «гиперактивной» группы в большей степени характерно повышенное число ошибок, тогда как темповые характеристики снижаются в обеих группах. Это может происходить по разным причинам: у «гиперактивных» детей это наблюдается при недостатке мотивации, при трудностях автоматизации движений и действий, у «замедленных» - в ситуации решения сложных задач и на фоне утомления.
Исследование возрастной динамики регуляции активации у младших школьников показало, что у детей с трудностями обучения, в отличие от нормально успевающих детей, от первого ко второму классу в большей степени выражены улучшения качественных параметров выполнения проб, а скоростные параметры меняются незначительно. Сопоставление результатов 1 и 3 классов выявило, что с возрастом качество и скорость выполнения заданий значительно увеличиваются. Однако эти изменения носят неоднородный характер и зависят от состояния активационных компонентов деятельности. В норме выявлены положительные изменения темповых и качественных характеристик, в замедленной группе различия выражены в меньшей степени, а в группе гиперактивных детей значимые различия между возрастными группами практически отсутствуют. При этом у гиперактивных детей отмечается большой разброс получаемых показателей, что свидетельствует о неравномерном и неустойчивом улучшении исследуемых функций.