Когнитивные способности птиц и грызунов: эксперименты в лаборатории и в природной среде обитания НИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
2 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Когнитивные способности птиц и грызунов: эксперименты в лаборатории и в природной среде обитания
Результаты этапа: Продолжено разностороннее изучение когнитивных способностей птиц и грызунов с помощью экспериментов в лабораторных и в природных условиях. При выполнении первой конкретной задачи исследовали различные аспекты наиболее сложных когнитивных функций животных – механизмы символизации, самоузнавания, а также распространения в популяции большеклювых ворон инновационных элементов индивидуального опыта. Продолжено исследование формирования эквивалентных отношений между «знаком» и «обозначаемым». Показано, что вороны, которые ранее не были обучены выбору по сходству с образцом (и, следовательно, не знакомы с ролью образца), обучаются выбору по условному соответствию образцу на порядок медленнее, чем птицы, которые обладают таким опытом. Впервые начато исследование способности серых ворон к самоузнаванию в зеркале. Подбираются и отрабатываются методические приемы, которые помогут выяснить, какие факторы могут влиять на результат «теста с меткой» у этих птиц (степень ознакомления птиц со свойствами зеркала, тип метки и т.д.). Получены данные по онтогенезу когнитивных способностей большеклювых ворон (Corvus brachyrhynhos) в природных условиях (в послегнездовой период их жизни): показано, что птенцы могут усваивать индивидуально приобретенные родителями новые способы добывания корма, наблюдая за их поведением. При выполнении второй конкретной задачи проекта впервые проведено исследование влияния хоминга в природных условиях на активацию гиппокампа рыжих полевок. Детальную оценку вовлечения разных его регионов осуществляли методом картирования экспрессии с-Fos в полях CA1, CA3 и зубчатой фасции на разных уровнях рострокаудальной оси гиппокампа. Наибольшие изменения обнаружены в зубчатой фасции и каудальных отделах полей CA1, CA3. При выполнении третьей конкретной задачи были получены F10 и F11 селекции мышей на способность к экстраполяции (линия ЭКС). Уровень правильных решений этого теста у ЭКС и контроля в этих поколениях не различается, но мыши ЭКС успешнее, чем контрольные, решают когнитивный тест на поиск входа в укрытие, что свидетельствует о влиянии селекции на другие когнитивные способности. И в линии ЭКС, и в контроле выявлены половые различия в поведении, что (по данным литературы) определяется сложными внутрипопуляционными процессами. Впервые показано, что вороны, у которых ранее не было сформировано отвлеченное правило выбора по сходству с образцом, обучаются выбору по условному соответствию образцу на порядок медленнее, чем птицы, которые ранее были обучены выбору по сходству с образцом и, следовательно, усвоили особую роль образца, как знака, указывающего на подкрепляемый стимул. Впервые начато исследование способности серых ворон к самоузнаванию в зеркале и проведена первая серия экспериментов. Впервые подбираются и отрабатываются методические приемы, которые помогут выяснить, какие факторы могут влиять на результат «теста с меткой» у этих птиц (степень ознакомления птиц со свойствами зеркала, тип метки и т.д.). Впервые получены данные по онтогенезу когнитивных способностей большеклювых ворон (Corvus brachyrhynhos) в природных условиях в послегнездовой период их жизни. Впервые экспериментально показано, что птенцы могут осваивать пищедобывательные навыки, наблюдая за поведением родителей. Впервые получены уникальные данные по активации гиппокампа грызунов в естественных условиях обитания при реализации пространственного поведения, ориентации и быстрого возврата на домашний участок, которые существенно дополняют сведения, полученные на стандартных лабораторных моделях. В данном проекте проанализирована экспрессия на всем протяжении гиппокампа, а не активация лишь на одном или двух его уровнях, как это часто встречается в лабораторных исследованиях (Vann et al., 2000, Passino et al., 2002, Jenkins at al., 2004, Barbosa et al., 2013, Mendez-Couz et al., 2013 и др.). Такое полноценное картирование, несомненно, позволит полнее описать вовлечение данной структуры в процессы естественного пространственного поведения. В литературе практически отсутствуют сведения о селекционных экспериментах на лабораторных грызунах с отбором на высокие показатели выполнения когнитивных тестов (например, теста Морриса). Выявленная в нашей работе сложная картина различий в поведении между селектируемой линией и контрольной популяцией по когнитивным признакам, а также по проявлениям тревожности и реакции на новизну также в литературе не отражена. Это означает, что используемый при выполнении этой части проекта подход – селекция на когнитивный признак остается уникальным.
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Когнитивные способности птиц и грызунов: эксперименты в лаборатории и в природной среде обитания
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".