ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
1. На основе построенной в течение предыдущего годового этапа концептуальной модели коррупции во властной иерархии будет построена математическая модель, и проведено ее предварительное исследование. В модель будут синтезированы два подхода к моделированию коррупции: системно- иерархический (модель «Власть-Общество»), т.е. рассматривающий иерархию в целом, и теоретико-игровой, делающий акцент на мотивах и поведении отдельных инстанций (т.е. чиновников) этой иерархии. Именно, для описания отдельной инстанции будет разработана теоретико-игровая модель, в которой чиновник выбирает стратегию поведения (брать или не брать взятку), исходя из принципа максимизации своей функции полезности. На уровне иерархии в целом учитываются выбранные отдельными инстанциями стратегии, а также механизмы модели «Власть-Общество» - перераспределение власти между инстанциями и влияние гражданского общества. Модель будет исследована аналитически (методами теории дифференциальных уравнений и теории игр) и численно. 2. Построенный и программно реализованный на предыдущих этапах выполнения проекта вариант математической модели системы общественного воспроизводства (СОВ), учитывающий информационную компоненту, и предназначенный для изучения влияния неравенства на социально-экономическое развитие, будет развит для исследования СОВ Таможенного союза. При этом взаимодействующие экономики стран Союза будут описываться с помощью трехфакторных производственных функций, имеющих своими аргументами капитал, труд и знания. Социальная динамика в каждой из стран зависит от развития экономики и описывается перетоками между социальными слоями взрослого населения, а также демографическими причинами. Одним из следствий этой динамики является изменение с течением времени уровня неравенства в обществе (мерой которого является индекс Джини), влияющее, в свою очередь, на мотивацию к внедрению инноваций. Основная задача заключается в том, чтобы определить критическое значение индекса Джини, при котором эта мотивация значимо возрастает, и тем самым, определить критерий роста уровня инновационности экономики. 3. В рамках разработанной ранее участниками проекта математической модели близости политических позиций пользователей Интернет-сервисов социальных сетей будет аналитически (методами теории дифференциальных уравнений) и с помощью численных экспериментов проведен анализ решений, описывающих кризисное расхождение позиций участников и дестабилизацию отношений между участниками. Тем самым, в рамках модели будет сформулирован критерий неустойчивого функционирования сообщества интернет-пользователей 4. Будут изучены механизмы влияния социальных сетей на уменьшение неравенства. Существующее социальное неравенство в определенной степени связано с неравным доступом не только к государственным, финансовым и прочим услугам, но и к участию в жизни гражданского общества. В частности, жители малых городов и деревень имеют меньше возможностей влиять на формирование общественной повестки, чем жители мегаполисов, инвалиды ограничены в гражданской жизни по сравнению со здоровыми людьми и т.д. Распространение социальных сетей в Интернете способно сгладить данные факторы неравенства. В ходе годового этапа выполнения проекта предполагается разработать описание механизмов влияния социальных сетей на уменьшение неравенства, и построить концептуальную модель интеграции отдельных социальных групп в деятельность гражданского общества с помощью социальных сетей в Интернете.
1. На основе построенной в течение предыдущего годового этапа концептуальной модели коррупции во властной иерархии построена математическая модель, и проведено ее исследование. В модели синтезированы два подхода к моделированию коррупции: системно- иерархический (модель «Власть-Общество»), т.е. рассматривающий иерархию в целом, и теоретико-игровой, делающий акцент на мотивах и поведении отдельных инстанций (т.е. чиновников) этой иерархии. На уровне иерархии в целом учитываются выбранные отдельными инстанциями модели поведения, а также механизмы модели «Власть-Общество» - перераспределение власти между инстанциями и влияние гражданского общества. В частности, рассмотрены несколько моделей поведения инстанций иерархии в ответ на антикоррупционные мероприятия. В рамках так называемой подражательной модели поведения предполагается, что уровень коррумпированности подчиненного не может превышать уровня коррумпированности начальника (т.е. подчиненный подражает начальнику в том, насколько большую коррумпированность он может себе позволить). Другой вариант – так называемая опасливая модель поведения предполагает, что применение антикоррупционных мер по отношению к некоторой инстанции вызывает падение уровня коррумпированности соседних инстанций. Для всех моделей поведения рассматривались властные иерархии различной разветвленности и различной централизации. Показано, что наиболее эффективным в большинстве случаев является подавление низших инстанций иерархии, наименее эффективным – подавление высшей инстанции. При подражательном поведении чиновников различия в эффективности различных стратегий существенно ниже, чем при опасливом поведении. Для описания отдельной инстанции разработана теоретико-игровая модель, в которой чиновник выбирает стратегию поведения (брать или не брать взятку), исходя из принципа максимизации своей функции полезности. Основные положения данной модели имеют следующий вид. Рассматривается система, состоящая из антикоррупционной службы и иерархии из двух инстанций. Вероятность обнаружения коррупции в конкретной инстанции зависит от ее степени коррумпированности, и от объема средств, выделенных на ее проверку. Задача антикоррупционной службы заключается в том, чтобы распределить свой бюджет на две части, направляемые, соответственно, на поиск коррупции в верхней и нижней инстанциях, таким образом, чтобы максимизировать количество обнаруженных фактов коррупции. Показано, в частности, что если бюджет антикоррупционной службы очень мал, то он никак не мотивирует чиновников иерархии сократить масштабы взяточничества. Напротив, если чиновники знают, что на борьбу с коррупцией выделен большой бюджет, то в их интересах уменьшить количество взяток, в итоге возможна ситуация, что выделенный бюджет даже не будет потрачен полностью. Данный результат позволяет высказать следующую практическую рекомендацию: при анонсировании бюджета на борьбу с коррупцией, имеет смысл объявлять сумму, превышающую реальную. 2. Построенный и программно реализованный на предыдущих этапах выполнения проекта вариант математической модели системы общественного воспроизводства (СОВ), учитывающий информационную компоненту, и предназначенный для изучения влияния неравенства на социально-экономическое развитие, развит для исследования СОВ Таможенного союза. При этом взаимодействующие экономики стран Союза описываются с помощью трехфакторных производственных функций, имеющих своими аргументами капитал, труд и знания. Социальная динамика в каждой из стран зависит от развития экономики и описывается перетоками между социальными слоями взрослого населения, а также демографическими причинами. Одним из следствий этой динамики является изменение с течением времени уровня неравенства в обществе (мерой которого является индекс Джини), влияющее, в свою очередь, на мотивацию к внедрению инноваций. Основная задача заключалась в том, чтобы определить границы неравенства, при котором эта мотивация значимо возрастает, и тем самым, определить критерий роста уровня инновационности экономики. Для определения искомых границ установлена необходимость учета переменных мезоуровня. В данном случае, такими переменными оказываются численности, связанных с кумулятивными аргументами производственной функции, социальных групп, зависящих от уровня и характера социального неравенства и выступающих pro и contra существующего порядка. Такими социальными группами выбраны пять слоёв формирующегося среднего класса России. На ряде исторических примеров показан многомерный характер социального неравенства, а в отношении его двух социально- экономических измерений, т.е. неравенства в доходах и неравенства в доступе к социально-экономическим условиям развития бизнеса , в рамках развёрнутого подхода моделирования, найдено условие, позволяющее без возникновения угрозы социального взрыва повысить эффективность роста ВВП. На основании проведенного анализа сделан вывод о возможности дополнительного роста ВВП в России через снижение избыточного неравенства. 3. В рамках разработанной ранее участниками проекта математической модели близости политических позиций пользователей Интернет-сервисов социальных сетей аналитически (методами теории дифференциальных уравнений) и с помощью численных экспериментов проведен анализ решений, описывающих кризисное расхождение позиций участников и дестабилизацию отношений между участниками. Тем самым, в рамках модели сформулирован критерий неустойчивого функционирования сообщества интернет-пользователей. При этом, неустойчивость понимается следующим образом. В модели присутствуют переменные, описывающие позиции участников сообщества по различным (например, политическим) вопросам и аффективные отношения между участниками. Расхождение позиций влечет ухудшение аффективных отношений. Математически это описывается как увеличение субъективных дистанций между индивидами, которое трактуется как дестабилизация отношений между участниками интернет-сообщества. 4. Рассмотрены механизмы влияния социальных сетей на уменьшение социального неравенства, связанного с неравным доступом не только к государственным, финансовым и прочим услугам, но и к участию в жизни гражданского общества. В частности, жители малых городов и деревень имеют меньше возможностей влиять на формирование общественной повестки, чем жители мегаполисов; инвалиды ограничены в гражданской жизни по сравнению со здоровыми людьми и т.д. Распространение социальных сетей в Интернете способно сгладить данные факторы неравенства. При этом, и государство, и гражданское общество заинтересованы в сглаживании проблемы: рядовым гражданам для успешной деятельности необходимо иметь представление о реальном положении дел и развитии общества (и государства) в целом (о чем государственные служащие в среднем лучше осведомлены просто в силу своего должностного положения), а государственным служащим в ряде случаев критически важна полная информация о конкретных событиях (например, о случаях нарушения действующего законодательства, включая уголовные преступления), свидетелями и участниками которых являются рядовые граждане. В целом, повышение степени информированности государственных служащих о конкретных фактах жизнедеятельности гражданского общества может позволить им более эффективно и оперативно удовлетворять общественные потребности и запросы отдельных граждан. В то же время, сама глобальная сеть Интернет является не только средством сглаживания существующего социального неравенства, но и источником новых его видов. Во-первых, существует неравенство между пользователями Интернета и теми, кто по самым различным причинам не имеет доступа в сеть. И чем активнее Интернет будет использоваться различными государственными ведомствами и службами, - тем более значимым будет становиться это неравенство. Во-вторых, существует неравенство между различными пользователями Интернета - неравенство в опыте пользования сетью, в уровне технической грамотности и т.п. Тем не менее, в целом, развитие Интернета на сегодняшний деyь скорее сглаживает неравенство, чем усиливает его. ресурсы в сети Интернет (url-адреса), посвященные проекту) В течение третьего годового этапа выполнения проекта получены следующие результаты 1. На основе построенной в течение предыдущего годового этапа концептуальной модели коррупции во властной иерархии построена математическая модель, и проведено ее исследование. В модели синтезированы два подхода к моделированию коррупции: системно- иерархический (модель «Власть-Общество»), т.е. рассматривающий иерархию в целом, и теоретико-игровой, делающий акцент на мотивах и поведении отдельных инстанций (т.е. чиновников) этой иерархии. Показано, в частности, что если бюджет антикоррупционной службы очень мал, то он никак не мотивирует чиновников иерархии сократить масштабы взяточничества. Напротив, если чиновники знают, что на борьбу с коррупцией выделен большой бюджет, то в их интересах уменьшить количество взяток, в итоге возможна ситуация, что выделенный бюджет даже не будет потрачен полностью. Данный результат позволяет высказать следующую практическую рекомендацию: при анонсировании бюджета на борьбу с коррупцией, имеет смысл объявлять сумму, превышающую реальную. 2. Построенный и программно реализованный на предыдущих этапах выполнения проекта вариант математической модели системы общественного воспроизводства (СОВ), учитывающий информационную компоненту, и предназначенный для изучения влияния неравенства на социально-экономическое развитие, развит для исследования СОВ Таможенного союза. На основании проведенного анализа сделан вывод о возможности дополнительного роста ВВП в России через снижение избыточного неравенства. 3. В рамках разработанной ранее участниками проекта математической модели близости политических позиций пользователей Интернет-сервисов социальных сетей аналитически (методами теории дифференциальных уравнений) и с помощью численных экспериментов проведен анализ решений, описывающих кризисное расхождение позиций участников и дестабилизацию отношений между участниками. Тем самым, в рамках модели сформулирован критерий неустойчивого функционирования сообщества интернет-пользователей. 4. Рассмотрены механизмы влияния социальных сетей на уменьшение социального неравенства, связанного с неравным доступом не только к государственным, финансовым и прочим услугам, но и к участию в жизни гражданского общества. Показано также,что глобальная сеть Интернет является не только средством сглаживания существующего социального неравенства, но и источником новых его видов. Существует неравенство между пользователями Интернета и теми, кто по самым различным причинам не имеет доступа в сеть.
Социологический факультет | Соисполнитель |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 17 апреля 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Определение критериев стабильности социума на основе математических моделей социальных процессов |
Результаты этапа: 2014 - Разработка критериев, связанных с ограничением социального неравенства, для трехпараметрической математической модели (в качестве параметров могут выступать, например, доля вывозимого капитала, разница индексов Джини, цена за баррель нефти). Проведение вычислительных экспериментов с программно- инструментальным комплексом «Макросоциум». - Проведение вычислительных экспериментов с построенной математической моделью функционирования социальной сети в Интернете; калибровка модели на основе сопоставления результатов вычислительно эксперимента с натурными данными. - Завершение вычислительных экспериментов, подведение итогов, выработка рекомендаций |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".