РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙНИР

DEVELOPMENT OF DISTANCE LEARNING, EDUCATIONAL PROCESS AUTOMATION AND CONTROL OF KNOWLEDGE

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по математике, физике, химии, биологии, информатике для 8 и 9 классов (дополнительное образование)
Результаты этапа: В 2014 году была продолжена разработка курса по математике для 9-х классов Заочной школы СУГЦ МГУ – http://sdo.edu5.ru/course/view.php?id=23 (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе). Началась разработка нового курса по математике для учащихся 8-х классов, на данный момент на сайте опубликовано три темы – http://sdo.edu5.ru/course/view.php?id=24. Основная цель курса: привлечь к изучению математики талантливых учеников с периферии, за год или два занятий подготовить их к сознательному выбору математики как будущей специальности с последующим обучением в специализированных классах, школах, СУНЦ МГУ. Вместе с теоретической частью разработан комплект задач по математике для самостоятельного решения и контрольные задания. Решения контрольных работ проверяются преподавателями СУНЦ МГУ, оценки и решения с критериями оценок рассылаются учащимся заочной школы. Написано методическое пособие по физике (А.А.Голубков) для учащихся 9 класса Заочной школы СУНЦ МГУ «Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность» включающее контрольные задания, http://internat.msu.ru/?page_id=10765. Разработаны 2 контрольных задания по физике на повторение - http://internat.msu.ru/?page_id=10765. Составлены задания по физике для работы на очных сборах заочной школы. Разработаны методические пособия для учащихся с правильными решениями и критериями проверки контрольных заданий по физике. Подготовлены методические руководства для преподавателей по проверке 1 и 2 заданий по физике, включающие критерии оценивания и типовые комментарии к ошибкам школьников. Начата разработка курса по физике для 8 класса (А.Б.Соловей). Разработан интернет-курс по химии для 8 класса Заочной школы СУНЦ МГУ (Н.И.Морозова) «Введение в химию» – http://sdo.edu5.ru/course/view.php?id=27. Курс разбит на тематические блоки разного объема. Каждый блок содержит текстовую информацию, многочисленные иллюстрации, видеоролики, онлайн-тесты различного характера для самопроверки, ссылки на дополнительный материал, интересные факты. Изучение каждого блока завершается контрольной работой. В настоящее время школьникам доступны 4 блока. Создано методическое руководство для преподавателей по проверке первого контрольного задания. По информатике разработаны 4 модуля для Заочной школы СУНЦ МГУ по обучению программированию учащихся 9 классов (Е.В.Андреева, К.И.Луговской), а также 2 учебных модуля по обучению программированию на языке python учащихся 8 классов - http://internat.msu.ru/?page_id=15133. Каждый модуль рассчитан на 1 месяц, содержит методическую часть с объяснением темы и практическую часть в виде задач, сдаваемых в систему автоматического тестирования (http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=573). Начато создание интернет-курсов по биологии (С.М.Глаголев) для 8 и 9 классов Заочной школы СУНЦ МГУ: http://sdo.edu5.ru/course/view.php?id=26, http://sdo.edu5.ru/course/view.php?id=25. В настоящий момент на сайте учащимся доступны 2 темы. В рамках темы сделан доклад на конференции: Колясников О.В., Загорский В.В., Галин А.М., Менделеева Е.А., Сигеев А.С., Алешин Г.Ю., Морозова Н.И. Система преподавания химии в химическом и биологическом классах СУНЦ МГУ. (Тезисы опубликованы в сборнике «Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми»: материалы всероссийской научно-практической конференции, место издания Ленский край Якутск, с. 17-202). Опубликовано 59 научно-популярных и образовательных статьей в журнале для старшеклассников «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», авторы – сотрудники СУНЦ МГУ: Н.И.Морозова, Д.В.Чистяков, В.В.Загорский, Е.А.Менделеева, А.А.Астахова, С.М.Глаголев, А.П.Дегтярева, В.В.Чуб, А.В.Желтова, М.Г.Сергеева, А.С.Сигеев, А.М.Галин, Э.А.Галоян.
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по математике, физике, химии, информатике для 10 классов (дополнительное образование)
Результаты этапа: В 2015 году продолжена разработка созданных в 2014 году интернет-курсов для учащихся Заочной школы СУНЦ МГУ: размещено 10 новых тем по математике для 8 кл. (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-8-klass-2015-16/), 3 блока по химии для 9 кл. (Н.И.Морозова: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-9-klass-2015-16/). По всем курсам математики, физики, химии подготовлены методические руководства для преподавателей по проверке новых заданий, включающие критерии оценивания и типовые комментарии к ошибкам школьников. Разработаны программы и начато создание 9 новых интернет-курсов по различным дисциплинам: 1) математика для 10 кл. (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-10-klass-2015-16/), в настоящее время школьникам доступны 4 темы. Вместе с теоретической частью разработаны комплекты задач по алгебре и геометрии для самостоятельного решения и контрольные задания. 2) физика для 10 кл.: геометрическая оптика (С.П.Крюков: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-10-klass-2015-16/), размещено 5 модулей. Каждый модуль состоит из теоретической части, примеров решения задач, теста для самопроверки и контрольного задания. При оценивании используется дифференцированная шкала баллов, соответствующая различной сложности предлагаемых для решения задач. 3) физика для 9 кл., курс базового уровня сложности: термодинамика (А.П.Дегтярева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-9-klass-2015-16/), сейчас доступно 3 модуля. Тематика курса согласуется с углубленным курсом по физике, однако данный курс ориентирован на построение базовых знаний у школьников. 4) физика для 8 кл.: кинематика (А.А.Голубков: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-8-klass-2015-16/), создано 6 модулей. 5) химия для 10 кл.: органическая химия (Е.А.Менделеева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-10-klass-2015-16/), в доступе 3 блока. Каждый блок содержит текстовую информацию, иллюстрации, видеоролики, онлайн-тесты различного характера для самопроверки, разбор задач, ссылки на дополнительный материал, интересные факты, контрольные задания. 6) информатика, 2-й год обучения (Е.В.Андреева, Я.О.Скоробогатов: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/informatika-2015-16/), размещено 3 задания. Курс направлен на изучение алгоритмов и их реализацию на уже известном школьнику языке программирования. 7) биология, 1-й год обучения: общая биология с основами биотехнологии (М.Г.Сергеева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/biologiya-1-j-god-obucheniya-2015-16/), в доступе 3 темы. Курс предназначен для учащихся, которые впервые знакомятся с биологией или хотят больше узнать о современных достижениях науки, имея только базовые школьные знания. Курс содержит тексты, иллюстрации, ссылки на различные дополнительные материалы, тесты и контрольные задания. 8) география России: природа, население и хозяйство (О.С.Полумиева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/geografiya-rossii-2015-16/), сейчас есть 5 тем. Курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Структура курса направлена на формирование у учащегося целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России. 9) английский язык: уровень Intermediate (А.Ю.Нешина: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/anglijskij-yazyk-2015-16/), открыт 1 раздел. Курс состоит из 4 разделов-юнитов, в каждом из которых есть аудирование, чтение, грамматика, лексика и письмо. Темы разделов подбирались с учётом интересов старшеклассников: информационно-компьютерные технологии, общение с друзьями, проблемы современности с точки зрения подростков, экология и пр. В курсе присутствуют видео с носителями языка, разнообразные упражнения, тексты, картинки, песни. В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 1) Дегтярева А.П., Колясников О.В. Дифференциация обучения при изучении непрофильных естественнонаучных дисциплин в биологическом классе СУНЦ. (Современные подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин с основами нанотехнологий и технопредпринимательства. Москва, Россия, 24-25 сентября 2015 г.) 2) Шивринская Е.В. Геометрические задачи в курсе дистанционного обучения СУНЦ МГУ. (XIII Колмогоровские чтения, 19-22 мая 2015 г., Ярославль) 3) Шавгулидзе Н.Е. Сравнение по модулю целого числа. Заочная школа СУНЦ МГУ (XIII Международные Колмогоровские чтения, май 2015 г.) 4) Нешина А.Ю. От творческого развития педагога к творческому развитию ученика. Из опыта работы кафедры гуманитарных наук СУНЦ МГУ (Творческая деятельность учащихся и преподавателей. Москва, Россия, 29 сентября 2015 г.) 5) Андреева Е.В. Подготовка к решению задач по программированию в ЕГЭ по информатике. (Новые информационные технологии в образовании, 3-4 февраля 2015 г.) Проведены весенние очные сборы для учащихся 9-х классов Заочной школы, одной из целей которых, наряду с повторением материала и углублением знаний, был контроль эффективности дистанционного обучения. Работа с учащимися выявила их высокий уровень и мотивированность. По материалам сборов издано пособие «Весенние сборы 9-классников Заочной школы СУНЦ. Методические материалы» в 2 томах, объемом 40 и 45 стр., авторы – Е.В.Андреева, В.Ю.Быстров, А.П.Дегтярева, А.В.Желтова, В.В.Загорский, М.Г.Сергеева, М.В.Ситникова, Я.О.Скоробогатов, В.А.Фуралев, Н.Е.Шавгулидзе, Е.В.Шивринская. Вышла книга: Е.В.Андреева. Программирование - это так просто, программирование - это так сложно. М.: МЦНМО, 2015, 184 с. (http://biblio.mccme.ru/node/5264, интернет-поддержка курса на informatics.msk.ru). Выпущены брошюры: Шавгулидзе Н.Е. Заочная школа СУНЦ МГУ. 8 класс, алгебра. Изд-во СУНЦ МГУ, 2015, 56 с.; Шавгулидзе Н.Е. Заочная школа СУНЦ МГУ. 9 класс, алгебра. Изд-во СУНЦ МГУ, 2015, 64 с. Опубликовано 63 научно-популярных и образовательных статьи в журнале для старшеклассников «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», авторы – Г.Ю.Алешин, А.А.Астахова, С.М.Глаголев, А.П.Дегтярева, А.В.Желтова, В.В.Загорский, Н.И.Морозова, М.Г.Сергеева, А.С.Сигеев, Д.В.Чистяков, В.В.Чуб.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по математике, физике, химии, информатике, биологии для 7 и 10 классов (дополнительное образование)
Результаты этапа: В 2016 году продолжена разработка созданных в 2015 году интернет-курсов для учащихся Заочной школы СУНЦ МГУ: размещено 7 новых тем по математике для 10 кл. (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-10-klass-2015-16/), 6 тем по физике для 10 кл. (С.П.Крюков, http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-10-klass-2015-16/), 6 тем по физике дл 9 кл. (базовый уровень, А.П.Дегтярева, http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-9-klass-2015-16/), 3 блока по информатике для 2-го года обучения (Е.В.Андреева, Я.О.Скоробогатов: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/informatika-2015-16/), 3 блока по биологии для 1-го года обучения (М.Г.Сергеева, http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/biologiya-1-j-god-obucheniya-2015-16/). По указанным курсам математики и физики подготовлены методические руководства для преподавателей по проверке новых заданий, включающие критерии оценивания и типовые комментарии к ошибкам школьников. Разработаны программы и начато создание новых интернет-курсов по различным дисциплинам: 1) математика для 7 кл. (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-7-klass/), предполагается 12 разделов, в настоящее время школьникам доступны 5 разделов. Вместе с теоретической частью разработаны комплекты задач по алгебре и геометрии для самостоятельного решения, практические работы и контрольные задания. 2) физика для 7 кл. (А.А.Голубков: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-7-klass/), предполагается 10 модулей, размещено 4 модуля. Каждый модуль состоит из теоретической части, примеров решения задач и контрольного задания, могут содержаться также тесты для самопроверки. 3) химия для 7 кл.: вещества и смеси (Н.И.Морозова: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-7-klass/), предполагается 11 блоков, в доступе 4 блока. Каждый блок содержит текстовую информацию, иллюстрации, видеоролики, онлайн-тесты различного характера для самопроверки, разбор задач, интересные факты, рекомендации по выполнению практических работ, контрольные задания. 4) биология, 2-й год обучения: физиология человека (М.Г.Сергеева, С.М.Глаголев, В.А.Фуралев: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/biologiya-2-j-god-obucheniya/), предполагается 11 тем, в доступе 3 темы. Курс содержит тексты, иллюстрации, ссылки на различные дополнительные материалы, тесты и контрольные задания. 5) английский язык: уровень Upper-Intermediate (О.С.Полумиева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/anglijskij-yazyk-2015-16/). В курсе предполагается 8 блоков, в каждом из которых представлен обширный ряд тренировочных заданий на грамматику, лексику, чтение и письмо. Для изучения теоретической части курса даны ссылки на справочные пособия. В качестве проверочной работы в конце каждого блока дается итоговая контрольная работа. В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 1) Нешина А.Ю. Колмогоровские чтения. Секция гуманитарных дисциплин. 2015-2016 гг. Итоги и пути развития. (Ломоносовские чтения 2016, МГУ имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, Россия, 18-20 апреля 2016). 2) Шивринская Е.В. О работе дистанционного обучения в СУНЦ МГУ. (XVII Всероссийский Симпозиум по прикладной и промышленной математике, Сочи, Россия, 1-8 октября 2016). Опубликованы тезисы в сборнике Обозрение прикладной и промышленной математики, серия Прикладная дискретная математика, место издания Научное издательство ТВП Москва, том 23, с. 396-397 3) Морозова Н.И. Химические практикумы 6+ в сезонных школах. (II Форум научных кураторов школьных проектных работ (II Форум тьюторов), г. Москва, Россия, 6 февраля 2016). Опубликованы тезисы в сборнике Сборник тезисов открытой Нанотехнологической Школы-конференции для школьников, студентов и преподавателей, Москва, 6-7 февраля 2016 г, место издания Москва, с. 11-16 4) Нараленкова И.И., Шивринская Е.В. Межпредметные связи на примере повторения школьной программы в теме "Системы" СУНЦ МГУ. (МАТЕМАТИКА. КОМПЬЮТЕР. ОБРАЗОВАНИЕ. МКО-2016, Дубна, Россия, 25-30 января 2016). 5) Шивринская Е.В. Преподавание геометрии в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ на примере некоторых задач для учащихся 8го класса. (МАТЕМАТИКА. КОМПЬЮТЕР. ОБРАЗОВАНИЕ. МКО-2016, Дубна, Россия, 25-30 января 2016). 6) Шавгулидзе Н.Е. Некоторые свойства упорядоченных колец. (Александровские чтения-2016, г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 23-25 мая 2016). 7) Скоробогатов Я.О., Фалина И.Н. Формирование необходимых компетенций у школьников 8-9-х классов для успешного освоения дистанционного курса обучения программированию. (Ломоносовские чтения - 2016, МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 18-27 апреля 2016). Опубликованы тезисы в сборнике ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2016. СЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, место издания М.: МАКС Пресс Москва, тезисы, с. 49-53 Выпущены статьи: 1) Морозова Н.И., Менделеева Е.А. Особенности дистанционного обучения школьников по химии: опыт СУНЦ МГУ. // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее / Под ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко, место издания Издательство Московского университета, Москва, с. 126-138. 2) Нешина А.Ю. УМК Gateway в старшей школе (из опыта преподавания английского языка в СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова). // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук в СУНЦ МГУ имени М.В. Ломоносова. Место издания МАКС Пресс, Москва, с. 36-40. 3) Андреева Е.В., Скоробогатов Я.О. Дистанционное обучение программированию: практический опыт заочной школы СУНЦ МГУ. // Информатика и образование, № 3 (272), с. 56-58. Впервые проведены весенние очные сборы для учащихся 10-х классов Заочной школы, одной из целей которых, наряду с повторением материала и углублением знаний, был контроль эффективности дистанционного обучения. Работа с учащимися выявила их высокий уровень и мотивированность. Опубликовано 24 научно-популярных и образовательных статьи в журнале для старшеклассников «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», авторы – А.А.Астахова, С.М.Глаголев, А.П.Дегтярева, В.В.Загорский, Е.А.Менделеева, Н.И.Морозова, М.Г.Сергеева, А.С.Сигеев, В.В.Чуб.
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по математике, физике, химии для 7 классов (дополнительное образование)
Результаты этапа: В 2017 году продолжена разработка созданных в 2016 году интернет-курсов для учащихся Заочной школы СУНЦ МГУ: размещено 6 новых тем по математике для 7 кл. (Е.В.Шивринская, Н.Е.Шавгулидзе: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-7-klass/), 7 тем по физике для 7 кл. (А.А.Голубков, http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-7-klass/), 7 тем по химии для 7 кл. (Н.И.Морозова: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-7-klass/), 5 тем по биологии, 2-й год обучения (М.Г.Сергеева: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/biologiya-2-j-god-obucheniya/), 3 темы по английскому языку, уровень Intermediate (курс Improve Your English А.Ю.Нешиной: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/anglijskij-yazyk-2015-16/). Модифицированы курсы физики (для 8 кл., углубленный для 9 кл., основной для 9 кл.) и химии (для 9 класса). Разработаны программы и начато создание новых интернет-курсов: 1) Морозова Н.И., Загорский В.В. Общая и неорганическая химия (11 класс): http://internat.msu.ru/structure/chairs/kafedra-himii/materialy-dlya-11-fiz-mat-klassov/lektsii-i-teksty-po-obshhej-i-neorganicheskoj-himii/ 2) Менделеева Е.А. Химия-10: http://mob-edu.ru/ (курс опубликован в компании «Мобильное Электронное Образование» комплексного электронного образовательного продукта «Мобильная Электронная Школа», используется при преподавании в образовательных учреждениях разных регионов РФ). В рамках темы сделаны доклады на конференциях и опубликованы тезисы: 1) Нешина А. Курс иностранного языка на платформе Moodle: составление контента и проверка работ. // Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017. 2) Менделеева Е.А., Сигеев А.С., Загорский В.В. Межпредметные и практико-ориентированные задания в он-лайн курсах химии 8 и 9 классов. // VIII Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы химического образования", МГПУ, г. Москва, Россия, 21-22 апреля 2017. Опубликованы тезисы в сборнике «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: VIII Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием; Москва, 21-22 апреля 2017 года», с. 1-234. 3) Шивринская Е.В. Дополнительные главы геометрии в заочной школе СУНЦ МГУ. // XVIII Всероссийский Симпозиум по прикладной и промышленной математике (осенняя сессия), Сочи, Россия, 1-8 октября 2017. 4) Дегтярева А.П. Образовательные проекты СУНЦ МГУ как инструмент мотивации учащихся. // Материалы XVII Международной научной конференции школьников «Колмогоровские чтения», место издания Москва, СУНЦ МГУ, 2017, тезисы, с. 10-12. 5) Дегтярева А.П. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении в Заочной школе СУНЦ МГУ. // Инновационные идеи и методические решения в преподавании естественных наук: материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции (28-29 ноября 2017 года), место издания Иван. гос. хим.-технол. ун-т, Иваново, 2017, тезисы, с. 32-33. Выпущены статьи: 1) Морозова Н.И. Дистанционное обучение химии в СУНЦ МГУ на примере курса для 8 класса. // Химия в школе: Проблемы, опыт, инновации: материалы Второго съезда учителей химии Прикамья, место издания Перм. гос. нац. исслед. ун-т, Пермь, 2017, с. 33-40. 2) Морозова Н.И. Домашний практикум по химии. // Естественнонаучное образование: новые горизонты, место издания Издательство Московского университета, Москва, 2017, с. 146-154. 3) Шавгулидзе Н.Е. Комбинаторика в заочной школе СУНЦ МГУ. // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт инновации, место издания ВоГУ, Вологда, 2017, с. 288-291. 4) Шивринская Е.В. Дополнительные главы геометрии в заочной школе СУНЦ МГУ. / Обозрение прикладной и промышленной математики, серия Прикладная дискретная математика, место издания редакция журнала "ОПиПМ", Москва, 2017, т. 24, с. 378. Проведены весенние очные сборы для учащихся 9-х и 10-х классов Заочной школы, одной из целей которых, наряду с повторением материала и углублением знаний, является контроль эффективности дистанционного обучения. По материалам сборов издано пособие: Андреева Е.В., Астахова А.А., Быстров В.Ю., Галоян Э.А., Дегтярева А.П., Корнеева Т.П., Сигеев А.С., Скоробогатов Я.О., Шавгулидзе Н.Е., Шивринская Е.В. Весенние сборы 10-классников Заочной школы СУНЦ. Методические материалы. Математика. Информатика. Физика. Химия. Биология. – М.: МАКС Пресс, 2017. – 72 с; ISBN 978-5-317-05527-1. Также проведена летняя школа для учащихся 8 класса Заочной школы, издано пособие: Астахова А.А., Быстров В.Ю., Варламов С.Д., Горбатенко В.О., Селиванова И.Ю. Летняя школа для 8-классников СУНЦ МГУ: Методические материалы. – М.: МАКС Пресс, 2017. – 48 с.; ISBN 978-5-317-05598-1. Опубликовано 5 научно-популярных и образовательных статей в журнале для старшеклассников «Потенциал. Физика. Математика. Информатика», автор Дегтярева А.П. (Электрические лучи - №2, с. 2-11, Век Эйлера - №5, с. 2-15, Ирен, приручившая радиоактивный атом - №9, Медицинские проекты в CERN - № 1, с. 60-71, Революции электричества и света - №3) и 2 в журнале «Потенциал. Химия. Биология. Медицина»: Дегтярева А.П. Медицинская физика - № 1-3, с. 41-45, Морозова Н.И. Взгляд на ртуть - № 1-3, с. 26-32.
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по математике, физике, химии для 11 классов (дополнительное образование)
Результаты этапа: В 2018 году продолжена разработка созданных ранее интернет-курсов для учащихся Заочной школы СУНЦ МГУ: размещено 18 новых тем по химии для 11 кл. (В.В.Загорский, Н.И.Морозова: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-11-klass/), 1 тема по английскому языку, уровень Upper-Intermediate (О.С.Полумиева, http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/anglijskij-yazyk-2015-16/). Разработаны программы и начато создание новых интернет-курсов: 1) Шивринская Е.В., Шавгулидзе Н.Е. Математика (11 класс): http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/matematika-11-klass/ 2) Голубков А.А. Физика (11 класс): http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-11-klass/ 3) Корнеева Т.П Физика (8 класс, основной уровень): http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/fizika-8-klass-2015-16/ 4) Иванова Н.А. Информатика (3-й год обучения): http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/informatika-2015-16/ В рамках темы сделаны доклады на конференциях и опубликованы тезисы: 1) Морозова Н.И. Очные сезонные мероприятия как элемент дистанционного обучения. // Ломоносовские чтения. Научная конференция. Секция "Новые технологии обучения в классах естественнонаучного профиля". 16-27 апреля. Тезисы докладов, место издания МАКС Пресс Москва, 2018, с. 24. 2) Морозова Н.И. Элементы исследования в дистанционном обучении химии школьников 7-9 классов. // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции, место издания М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь/Researcher» 2018, том 1, с. 217-223. 3) Морозова Н.И. Сезонные школы в контексте развития партнерских отношений. // X Международная научно-практическая конференция АОО Назарбаев Интеллектуальные школы "Школа нового поколения", Астана, Казахстан, 25-26 октября 2018, устный. 4) Нешина А.Ю. Некоторые особенности создания дистанционного курса иностранного языка. // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук в СУНЦ МГУ имени М.В. Ломоносова, место издания МАКС Пресс Москва, 2018, с. 34-41. 5) Нешина А.Ю. Traditions and innovations in teaching English at AESC MSU. // Международная научная конференция «Логос» 2018, Москва, СУНЦ МГУ, Россия, 17-20 апреля 2018, устный. 6) Дегтярева А.П., Кузнецова И.В. Виды задач по физике и типология ошибок при решении. // Ломоносовские чтения. Научная конференция. Секция физики (СУНЦ МГУ), СУНЦ МГУ, Россия, 16-27 апреля 2018, устный. 7) Шавгулидзе Н.Е. Преподавание комбинаторики в СУНЦ МГУ. // XXV международная конференция "Математика. Компьютер. Образование", место издания РХД Москва-Ижевск, 2018, том 25, тезисы, с. 383. 8) Шивринская Е.В. Некоторые аспекты программы по геометрии для учащихся 9-го класса. // Ломоносовские чтения. Научная конференция. Секция "Новые технологии обучения в классах естественнонаучного профиля". 16-27 апреля. Тезисы докладов, место издания МАКС Пресс Москва, 2018, тезисы, с. 41. Выпущены статьи: 1) Загорский В.В., Морозова Н.И. Интернет-олимпиада по химии в Специализированном Учебно-научном центре МГУ. // Компьютерные инструменты в образовании, 2018, том 5, № 5, с. 34-35. 2) Морозова Н.И., Загорский В.В. Химия на интернет-олимпиаде СУНЦ МГУ 2017-18 для 7-8 классов. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2018, № 2, с. 39-45. 3) Морозова Н.И., Загорский В.В. Химия на интернет-олимпиаде СУНЦ МГУ 2017-18 для 9-10 классов. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2018, № 1, с. 51-57. 4) Глаголев С.М. Интернет-олимпиада СУНЦ МГУ – 2018. Задачи по биологии третьего тура. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2018, № 4, с. 34-45. Изданы пособия для учащихся Заочной школы: 1) Шивринская Е.В. Заочная школа. Геометрия. 8-й класс: сборник задач. - МАКС Пресс Москва, ISBN 978-5-317-05828-9, 32 с. 2) Шивринская Е.В. Заочная школа. Геометрия. 9-й класс: сборник задач. - МАКС Пресс Москва, ISBN 978-5-317-05829-6, 40 с. Проведены две Естественнонаучные школы, одной из целей которых, наряду с повторением материала и углублением знаний, является контроль эффективности дистанционного обучения: 1) Весенние сборы для учащихся 9-х и 10-х классов Заочной школы. По материалам сборов издано методическое пособие А.А. Астахова, В.О. Горбатенко, П.Н. Петров, М.Г. Сергеева. Биология на Весенних сборах СУНЦ МГУ. – М.: МАКС Пресс, 2018. – 27 с. 2) Летняя школа для учащихся 8 класса Заочной школы. Опубликованы научно-популярные статьи в журнале для старшеклассников «Потенциал. Физика. Математика. Информатика», автор Дегтярева А.П. (Дмитрий Иванович Блохинцев - № 1, с. 8-18, Жан Батист Фурье - № 4, с. 2-9, Жизнь и опыты Отто Штерна - № 2, с. 12-19, Ящик чудес Роберта Вуда - № 5, с. 18-28) и в журнале «Потенциал. Химия. Биология. Медицина»: Дегтярева А.П. Киберспорт - № 1, с. 31-44, Морозова Н.И. Превращения серы - № 3, с. 71-75, Морозова Н.И. Примерзание дощечки - № 2, с. 63-66, Морозова Н.И. Фиолетовый дым - № 4, с. 73-74.
6 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Разработка интегральных курсов Заочной школы СУНЦ МГУ по программе средней школы
Результаты этапа: В 2019 году созданы и размещены в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ обновленные дистанционные курсы по естественнонаучным дисциплинам для школьников разных классов: 1) Шивринская Е.В., Шавгулидзе Н.Е. Математика для абитуриентов (для 11 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=45. 2) Андреева Е.В., Скоробогатов Я.О. Алгоритмическое программирование на языке Python (для 8-9 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=46. 3) Голубков А.А., Корнеева Т.П. Физика: Введение в механику и газовые законы (для 7 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=47. 4) Корнеева Т.П., Голубков А.А. Механика жидкостей и газов. Законы движения и взаимодействия тел (для 8 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=48. 5) Пантуев А.В. Информатика в 10 классе химического профиля в СУНЦ МГУ. 1 семестр (для 10 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=53. 6) Азбукина Н.В., Глаголев С.М., Фуралев В.А., Желтова А.В., Попов А.А. Биология. Физиология человека (для 8-11 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=50. Начата разработка программ и создание дистанционных курсов по естественнонаучным дисциплинам для школьников разных классов: 1) Сергеева М.Г. Биология в современном мире (для 7-10 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=49. 2) Морозова Н.И., Загорский В.В. Начальный курс неорганической химии (для 9 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=51. 3) Менделеева Е.А. Органическая химия для 10ЛМН (для 10 кл.): https://internat.msu.ru/chemistry/tekushhaya-informatsiya-dlya-10l-n/organ-10lmn/. 4) Загорский В.В. Дистанционный курс решение задач ДВИ по химии (для 11 кл.): https://istina.msu.ru/courses/259085970/ . А также интегральных дистанционных курсов: 1) Морозова Н.И., Загорский В.В. Химия в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=4. 2) Голубков А.А., Варламов С.Д., Корнеева Т.П., Иванов А.С. Физика в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=3. 3) Шивринская Е.В. Математика в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=2. В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 1) Нешина А.Ю. Online course Biology in English. // Круглый стол международной научной конференции «Логос», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, СУНЦ МГУ, Россия, 16 апреля 2019. 2) Андреева Е.В. Вклад Образовательного Центра "Сириус" в IT образование школьников России. // XIX международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в образовании", Москва, Россия, 29-30 января 2019. 3) Шивринская Е.В. Междисциплинарный характер "ничейной" математики. // XXVI международная конференция «Математика. Компьютер. Образование», Пущино, Россия, 28 января - 2 февраля 2019. 4) Морозова Н.И. Дистанционные компоненты в обучении школьников химии. // Повышение уровня профессиональных компетенций учителей химии общеобразовательных организаций Курской области в условиях реализации региональных проектов «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», Курск, Россия, 28 августа 2019. 5) Морозова Н.И. Использование медиа-контента при обучении химии: за и против. // «Ломоносовские чтения - 2019». Секция «Новые технологии обучения в классах естественно-научного профиля», Москва, СУНЦ МГУ, Россия, 15-25 апреля 2019. Выпущены статьи: 1) Дегтярева А.П. СУНЦ - не просто школа. // Знание - сила, 2019, № 9, с. 64-69. 2) Морозова Н.И. Неорганическая химия в ЕГЭ: задание №8. // Химия в школе, 2009, № 4, с. 26-29. 3) Морозова Н.И., Загорский В.В. Второй этап Интернет-олимпиады СУНЦ МГУ 2018-19: комплект по химии. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2019, № 3, с. 39-44. 4) Нешина А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность как форма учебного сотрудничества преподавателей иностранных языков и учащихся СУНЦ МГУ. // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук в СУНЦ МГУ имени М.В. Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, т. 3, с. 69-78. 5) Глаголев С.М. Интернет-олимпиада СУНЦ МГУ – 2019. Задачи по биологии второго тура (9-10 классы). // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2019, № 4, с. 17-29. Издано пособие для учащихся Заочной школы: Голубков А.А. Электростатика и постоянный ток: теория и примеры решения задач. – М.: МАКС Пресс, 2019. – 80 с. Проведены две Естественнонаучные школы, одной из целей которых, наряду с повторением материала и углублением знаний, является контроль эффективности дистанционного обучения: 1) Весенние сборы для учащихся 9-х и 10-х классов Заочной школы. 2) Летняя школа для учащихся 8 класса Заочной школы. Опубликованы 7 научно-популярных статей: в журнале «Потенциал. Физика. Математика. Информатика», автор Дегтярева А.П. и «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», автор Морозова Н.И.
7 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Разработка модульных курсов для Заочной школы СУНЦ МГУ и учащихся СУНЦ МГУ
Результаты этапа: В 2020 году созданы и размещены в системе дистанционного обучения СУНЦ МГУ обновленные модульные дистанционные курсы по естественнонаучным дисциплинам для школьников разных классов: 1) Сергеева М.Г. Биология в современном мире (для 7-10 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=49 2) Морозова Н.И., Загорский В.В. Начальный курс неорганической химии (для 9 кл.): https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=51. 3) Менделеева Е.А. Органическая химия для 10ЛМН (для 10 кл.): https://internat.msu.ru/chemistry/tekushhaya-informatsiya-dlya-10l-n/organ-10lmn/ 4) Шивринская Е.В., Шавгулидзе Н.Е. Аналитические и геометрические методы решения задач (для 10 кл). https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=87 5) Шивринская Е.В., Шавгулидзе Н.Е. Обобщение стандартных приемов в алгебре и геометрии (для 9 кл.). https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=88 6) Корнеева Т.П. Механика жидкостей и газов. Законы движения и взаимодействия тел. Часть 2 (для 8 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=48 7) Голубков А.А. Физика: Введение в механику и газовые законы. Часть 2 (для 7 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=47 8) Дегтярева А.П. Молекулярная физика. Термодинамика (для 9 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=90 9) Крюков С.П. Геометрическая оптика (для 10 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=91 10) Морозова Н.И. Общая химия (для 8 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=92 11) Морозова Н.И., Загорский В.В. Химия для абитуриентов (для 11 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=93 12) Нешина А.Ю. Biology in English: Significant Discoveries. https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=96 13) Андреева Е.В., Скоробогатов Я.О. Введение в алгоритмы и структуры данных. https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=94 14) Пантуев А.В. Информатика в 10 классе химического профиля в СУНЦ МГУ. 2 семестр (для 10 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=53. 15) Нараленкова И.И., Журавлева В.В., Лещенко С.С., Селиванова И.Ю., Евдокимнко А.П., Семенова Т.Г. Алгебра и начала анализа для химико-биологического потока. 10 класс. 1 семестр (для 10 кл.) https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=89 А также интегральные дистанционные курсы: 1) Морозова Н.И., Загорский В.В. Химия в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=4. 2) Голубков А.А., Варламов С.Д., Корнеева Т.П., Иванов А.С. Физика в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=3. 3) Шивринская Е.В. Математика в средней школе: https://cdo.internat.msu.ru/course/view.php?id=2. Начато создание и размещение материалов дистанционных курсов по естественнонаучным дисциплинам для старшеклассников: 1) Бычков А.И., Крюков П.А. Олимпиадная физика. Часть 1 2) Сергеев С.Н., Панков С.А., Токарев М.А., Баязитов И.М., Байгушев Д.А. Поступающим на научно-исследовательское и инженерное направление. Часть 1 3) Сигеев А.С. Практический курс аналитической химии с элементами экологической химии. А также для младших школьников – курсы В.В. Журавлевой и А.Б. Меньщикова «Математика 2 класс», «Математика 3 класс», «Математика 4 класс», «Математика 5 класс», «Математика 6 класс». В рамках темы сделаны доклады на конференциях: 1. Морозова Н.И. Практическая химия в дистанционном обучении. // Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Профильное образование и специализированное обучение: современные подходы, модели и практики», Новосибирск, Россия, 12-13 декабря 2020. 2. Морозова Н.И. Химический эксперимент в дистанционных мероприятиях для школьников. // Пятый Прикамский съезд учителей и преподавателей химии «Непрерывное химическое образование: Формирование практико-ориентированных компетенций обучающихся», Пермь, Россия, 4-7 ноября 2020. 3. Морозова Н.И. Дистанционные компоненты в очном обучении химии. // XI Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы цифровизации химического и биологического образования», Москва, МПГУ, 10-11 апреля 2020. Выпущены статьи: 1. Морозова Н.И. Из чего состоит дистанционное обучение. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2020, № 1, с. 38-47. 2. Морозова Н.И., Загорский В.В. Третий этап Интернет-олимпиады СУНЦ МГУ 2018-19: комплект по химии. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2020, №1, с. 31-37. 3. Морозова Н.И. Дистанционные компоненты в очном обучении химии. // Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования. – М.: МПГУ, 2020, с. 342-345. 4. Морозова Н.И. Проблемы химического практикума в условиях дистанционного обучения. // Инновации в профильном естественнонаучном образовании: диалог между школой и ВУЗом. – М.: Химический факультет МГУ, 2020, том 3, с. 37-48. 5. Дегтярева А.П. Беспокойный век: обучение и цифровой мир. // Знание – сила, 2020, № 4, с. 29-31. 6. Крюков П.А., Глазов Д.В., Дергачёв А.А. Московская олимпиада школьников по физике 2020 года. // Квант, 2020, № 4, с. 47-57. 7. Варламов С.Д. Московская олимпиада школьников по физике 2020 года (9 класс задача №1). // Квант, 2020, № 4, с. 50-51. 8. Глаголев С.М. Интернет-олимпиада СУНЦ МГУ – 2020. Задачи по биологии второго тура. // Потенциал. Химия. Биология. Медицина, 2020, №4, с. 29-37. 9. Менделеева Е.А. Возможности персонализации обучения химии при смешанном и дистанционном обучении. // Актуальные проблемы обучения химии, биологии, экологии и естествознанию в условиях цифровизации образования. – М.: МПГУ, 2020, с. 334-337. Проведена Интернет-олимпиада СУНЦ МГУ и две естественнонаучные школы в рамках Весенней олимпиады СУНЦ МГУ для учащихся 9 и 10 классов и Летней олимпиады СУНЦ МГУ для выпускников 8 класса в дистанционном формате. Опубликованы 23 научно-популярных и образовательных статьи: в журнале «Знание – сила», автор Дегтярева А.П. (Важна ли нам космическая погода? Интервью с директором ИКИ А.А. Петруковичем - № 6, с. 41-48; Игорь Тамм - № 7, с. 41-46; Игорь Тамм. Окончание - № 8, с. 59-65; Квантовая теория: вид снаружи, вид изнутри. Интервью с Н.В. Никитиным. Часть 1 - № 11, с. 6-13; Кубик льда на Южном полюсе - № 1, с. 53-56; Наименее известный из наиболее замечательных - № 3, с. 91-93; Нобелевская премия по физике - № 1, с. 4; Нобелевская премия по химии - № 1, с. 5; Объединяющей теории мозга нет! Интервью с заведующим ННКИ биологического факультета МГУ А.Я. Капланом - № 2, с. 4-11; Футурология и искусственный интеллект - № 3, с. 31-35); в журнале «Потенциал. Химия. Биология. Медицина», автор Морозова Н.И. (Добываем железо. Секреты сырья - № 2, с. 3-9; Добываем железо. Секреты восстановления - № 3, с. 9-18); в журнале «Квант», автор Варламов С.Д. (Задачник Кванта. Условия задач - № 2, с. 18; № 5, с. 29; № 6, с. 18; № 7, с. 22-23; № 8, с. 19-20; № 9, с. 20-21; Задачник Кванта. Решения задач - № 8, с. 23-24; № 2, с. 21-22; № 5, с. 35-37; № 4, с. 20-21; № 9, с. 23-24).
8 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ для младших школьников по математике
Результаты этапа:
9 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Разработка олимпиадных курсов Заочной школы СУНЦ МГУ
Результаты этапа:
10 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Разработка дистанционных курсов для учащихся СУНЦ МГУ
Результаты этапа:
11 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Разработка курсов Заочной школы СУНЦ МГУ для младших школьников по естественным наукам
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".