Социология образования: естественнонаучный и социально-гуманитарный комплексыНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Социология образования: естественнонаучный и социально-гуманитарный комплексы
Результаты этапа: Определены основные тенденции развития социологического образования в политичеcком и культурном контексте в России, начиная с 1990-х годов по наше время. Авторы анализируют динамику педагогических кадров, функции социологического образования, роль и место университетского образования в развитии общества, востребованность социологов, требования работодателей к деятельности социолога, проблемы становления молодых специалистов-социологов, особенности содержания образования социологов. В качестве особенностей становления социологического образования выделены следующие: необходимость прибегать к мимикрическим формам, развиваясь «под прикрытием» других общественных наук в силу трудностей легитимизации; лишение социологии статуса обязательного базового вузовского курса; доминирование жесткой прагматической установки при выборе содержания профилей подготовки; появление общеуниверситетских и межфакультетских программ, обеспечивающих большую привлекательность для студентов; трудности воспроизводства собственных социологических кадров; актуализируется необходимость формирования и продвижения бренда социолога на рынке труда через раскрытие широкого потенциала этой профессии, ее статуса в современном информационном обществе; активное включение в процессы интернационализации высшего образования, ориентирование на построение индивидуальных траекторий развития будущего социолога (за счет модульного обучения, сетевого обучения, за счет увеличения вариативной части и т.д.). Мониторинг основных образовательных программ высшего образования по направлению Социология выявил, что в ситуации поиска альтернативных парадигм развития социологического знания, необходимости трансформации специалиста-социолога в специалиста-универсала, обусловленной требованиями, предъявляемыми как обществом, так и рынком труда, этап подготовки социолога в вузе представляется наиболее важным – именно в этот период формируются его навыки как поликомпетентного специалиста, способного органично и гибко применять полученные социологические знания и умения практически в каждой сфере специализированной деятельности. Значительно актуализируется задача построения модели деятельности социолога, которая наполнит основные образовательные программы таким содержанием учебных дисциплин и практик, методами и формами обучения, которые позволят обеспечить формирование у выпускников требуемых стандартами компетенций. Это укрепит позиции социологов и повысит их востребованность на рынке труда. В связи с этим разработка основных образовательных программ по направлению «Социология», их эффективное позиционирование для реальной и потенциальной целевой аудитории посредством разных каналов коммуникации и, прежде всего, в сети Интернет, становится одной из важных задач в контексте формирования социально позитивного образа высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг и одним из инструментов эффективной маркетинговой стратегии современного российского вуза. Выявлены основные критерии динамики перехода отечественных высших учебных заведений на новые образовательные стандарты и ориентиры оптимизации этого процесса с целью повышения качества подготовки специалиста-социолога (как бакалавра, так и магистра) в рамках диверсификации профилей, способствующей в перспективе формированию перманентной востребованности социологов в разных сферах специализированной деятельности, представленных на современном рынке труда. Разработаны критерии и показатели оценки образовательных программ по укрупненной группе специальностей «Социальные науки» в процессе профессионально-общественной аккредитации (ОПА). Определены типы критериев: критерии-факты (проверяется фактическое наличие или отсутствие наблюдаемого критерия (например, наличие основной образовательной программы на сайте), критерии-оценки (для выявления состояния данного типа критерия проводятся исследовательские работы либо применяется экспертное заключение), смешанный тип. В качестве критериев выделены следующие: Цели образовательной программы, Содержание образовательной программы, Методическое обеспечение образовательной программы, Кадры, Студенты, Ресурсы программы, Социокультурная среда, обеспечивающая становление и развитие личности, Реализация научной работы в учебном процессе, Выпускники и трудоустройство, Информационная открытость и доступность, выделены и описаны этапы проведения ПОА: самообследование (проводится по полностью формализованному сценарию), камеральный анализ; экспертный анализ самоотчета и его выборочная проверка (выездная экспертиза, внешний аудит). Разработаны конкретные методы оценки, которые можно алгоритмизировать. Выявлена специфика проведения ПОА в области социогуманитарных наук. Разработан алгоритм расчета доли стандарта и критерия в общую оценку образовательной программы. Разработаны методические рекомендации по написанию и подготовке к защите выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: определена специфика ВКР бакалавра, ее задачи, особенности новизны («относительная новизна»), структура, требования к построению и оформлению работы, описаны основные этапы подготовки ВКР к защите. Проанализировано содержание, структура, основные направления и правовое обеспечение сетевого обучения, условия его реализации, организационные требования; описаны модели и формы сетевого возаимодействия. Определены субъекты реализации сетевой формы реализации образовательной программы (научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, базовые кафедры и др.). Выявлено, что преимуществами сетевой формы являются следующие аспекты: повышение качества ВО с учетом потребностей рынка труда, расширение доступа обучающихся к современным образовательным ресурсам, технологиям и средствам обучения, предоставление обучающимся возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий, углубленного освоения компетентностно ориентированных модулей, учебных дисциплин, эффективного осуществления учебных и производственных практик, а также иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Разработаны признаки совместных образовательных программ. Проведен мониторинг качества образования глазами студентов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Цель исследования – изучить мнение студентов об организации образовательного процесса на социологическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Метод исследования – анкетный количественный опрос с самозаполнением анкет респондентами. Всего опрошено 358 студентов. В ходе опроса были проанализированы следующие аспекты: общая оценка организации образовательного процесса использование различных источников информации при подготовке к занятиям (библиотекой социологического факультета, другими библиотеками, домашней библиотекой, Сетью Интернет); мотивы и факторы выбора факультета, оценка правильности этого выбора, соответствие учебы на социологическом факультете ожиданиям студентов, предпочтительные сферы деятельности после окончания вуза; мнение студентов об использовании плагиата и списывания в процессе обучения). В ходе социологического опроса 1555 абитуриентов МГУ и 356 их сопровождавших людей старшего поколения был сформирован портрет абитуриента. В частности, выявлено, что выбор вуза, в основном, сделан абитуриентом самостоятельно. При этом родители немного чаще говорят именно о самостоятельности такого выбора. Среди абитуриентов, подающих документы на естественнонаучные факультеты, более значимый фактор выбора — знакомые и друзья, также среди них значительно выше проявляется оценка влияния школьных учителей. Определено, что мотивы поступления практически не зависят от пола. Для абитуриентов, поступающих на гуманитарные факультеты, более значимо влияние родительского мнения при выборе факультета. Большинство участников исследования считают, что МГУ является лучшим вузом страны. Самым популярным источником информации о факультетах и университете в целом стал сайт. Определено, что информация из онлайн-источников имеет для многих абитуриентов и родителей меньший вес в сравнении с информацией, получаемой «из уст в уста» от родственников, учителей, на днях открытых дверей. «Сарафанное радио» — друзья и знакомые, закончившие один из факультетов МГУ - выступает значимым источником информации. ПУБЛИКАЦИИ: • Долгоруков А.М.Матрица профессиональной компетентности социального дизайнера / Социологическое образование: достижения, проблемы и пути разрешения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 9-10 октября 2014. Хабаровск. Хабаровск, 2014. С. 84-88. • Малахов Ф.В. Портрет абитуриента МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013 году: факторы и мотивы выбора факультетов и вуза / Вестник СПбГУ сер.12. №4. 2014. С. 207-220. • Сайко Е.А. К проблеме подготовки ВКР бакалавра-социолога / Социологическое образование: достижения, проблемы и пути разрешения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 9-10 октября 2014. Хабаровск. Хабаровск, 2014. С. 13-17; • Зырянов В.В., Сайко Е.А., Темнова Л.В. Мониторинг основных образовательных программ по направлению "Социология": проблемы и тенденции // Социологические исследования (СОЦИС), № 5, 2014. С. 139-143. • Сайко Е.А. Выпускная квалификационная работа бакалавра-социолога в контексте социогуманитарного знания / Социальная политика и социология. №4. 2014. 0,8 п.л. • Сайко Е.А., Темнова Л.В., Долгоруков А.М. Методические рекомендации по написанию и подготовке к защите выпускной квалификационной работы бакалавра социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2014. 1,5 п.л. (в эл. виде) • Темнова Л.В. Факторы востребованности социолога на современном рынке труда / Социологическое образование: достижения, проблемы и пути разрешения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 9-10 октября 2014. Хабаровск. С. 13-17. • Мамедов А.К., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: тенденции развития / Социальная политика и социология. №4. 2014. 0,8 п.л. 5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бакалавр, магистр, основная образовательная программа, компетентностная модель, Федеральный государственный образовательный стандарт, социологическое образование, востребованность социолога, педагогические кадры, содержание образования, деятельность социолога, мониторинг образовательного процесса, сетевое образование, совместная образовательная программа, академическая мобильность, профессионально-общественная аккредитация, самообследование, камеральный анализ документов, экспертный анализ.
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Социология образования: естественнонаучный и социально-гуманитарный комплексы
Результаты этапа: Аннотационный отчет НИЛ по госзаданию за 2015 год Рассмотрены основные подходы к изучению понятия карьеры. В социологической науке выделились два крупных направления: во-первых, изучение особенностей карьерного процесса среди представителей специфических социальных групп и категорий населения, во-вторых, изучение вопросов карьеры в рамках проблематики социальной стратификации и социальной мобильности на макроуровне. Понятие «карьера» также может быть рассмотрено как в широком, так и в узком его толковании. Так, в широком понимании под карьерой понимается профессиональное движение, рост карьерный, переход от одного уровня на другой. Важным критерием выступает профессионализм человека, достижение признанного статуса. Критерии профессионализма могут трансформироваться в течение трудовой деятельности человека. В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение определенного статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Также карьеру рассматривают как один из важнейших процессов в трудовой жизни человека. Выделяют профессиональную и внутриорганизационную карьеру. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии личностно-профессионального развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии человек может пройти последовательно в разных организациях. Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадии развития работника в рамках одной организации. Таким образом, карьера – это способ повышения своего социального статуса с последующим укреплением своего положения в социуме. Проанализированы результаты социологического исследования карьеры выпускников американских университетов, проведенное Институтом Гэллапа. Определены факторы, влияющие на уровень общего благополучия выпускников: занятость на работе, вуз готовит своих студентов к жизни вне учебного заведения, забота и поддержка преподавателей во время обучения в вузе, использование образовательного кредита, привязанность к учебному заведению. Выявлено, что практически нет различий в оценках благополучия среди выпускников частных и государственных вузов, а также в оценках благополучия во всех его проявлениях между выпускниками высокорейтинговых вузов (ТОП-100 вузов США) и теми, кто закончил другие вузы. Разработана процедура профессионально-общественной аккредитации (ПОА) программ высшего образования в социально-гуманитарной сфере. Рассмотрены пути повышения ее продуктивности. Проведена апробация модели ПОА. Раскрыты принципы, лежащие в основе данной разработки. Выделены важнейшие характеристики процесса образования, которые должны учитываться при оценке образовательных программ. Процедуры разработаны с учетом международного опыта ПОА. Показаны некоторые подходы к совершенствованию технологии аккредитации, способные повысить объективность проводимых процедур, сократить затраты времени как ООВО, аккредитующей образовательную программу, так и экспертов, проводящих ПОА. Авторская модель включает систему стандартов, критериев и показателей, на основе которых осуществляется качественно-количественная оценка деятельности ООВО. Проведено эмпирическое социологическое исследование Представления студентов-социологов о проблемах российского высшего образования и путях их решения». Цель исследования - выявление и систематизация индикаторов, отражающих состояние высшего образования РФ в понимании студентов-социологов. Эмпирический объект исследования: эссе студентов-социологов, отражающие взгляд студентов на состояние и проблемы современного высшего образования. Метод – контент-анализа. Опрос проводился в сентябре 2014- марте 2015. В нем приняли участие 193 студента-социолога бакалавра выпускных курсов 6 регионов 8 городов 9 вузов. Проанализированы 155 эссе. Выявлено, что наиболее актуальными проблемами российского высшего образования, по мнению студентов-социологов РФ, являются: кризис (разрушение) традиционной для России системы образования; излишняя коммерциализация образования, низведение образования к предоставлению образовательных услуг; перманентный процесс реформирования ВО; недостаточная конкретизация статуса бакалавра при внедрении многоуровневой системы ВО, непроработанность учебных программ; слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс, непроработанность перехода на Болонскую систему, введение тестовой системы оценки знаний; профессиональная некомпетентность преподавателей: неразвитость системы повышения квалификации и переподготовки; старение преподавательских кадров; личная (эмоциональная) отчужденность преподавателя от студентов, консервативность преподавателя. Наиболее предпочтительными направлениями совершенствования российского высшего образования, по мнению студентов-социологов вузов РФ, являются повышение престижа преподавательского труда: регулярный мониторинг учебного процесса специально утвержденной квалификационной комиссией, усовершенствование системы переподготовки, востребованность лидера-преподавателя, возращение к старой системе образования (полное или частичное); модернизация существующей системы ВО, пятилетнее образование, ликвидация негосударственных вузов; разработка и принятие единого для всех вузов стандарта ВО, отказ от ЕГЭ, т.е. вернуть собеседование при поступлении в вузы (как наиболее содержательную оценку знаний абитуриента); сделать магистратуру более привлекательной, более престижной; восстановление воспитательного процесса в системе общего и высшего образования; формирование мотивации; воспитание культуры в целом; формирование дисциплины научной и поведенческой; ужесточение требований к дисциплине студентов; проведение совместных мероприятий. Проведено эмпирическое социологическое исследование, целью которого было – изучить мнения студентов об организации образовательного процесса на социологическом факультете МГУ. Методика исследования. Анкетный количественный опрос с самозаполнением анкет респондентами. В качестве респондентов выступили студенты всех курсов. Выборочная совокупность представлена студентами, которые посещали лекционные занятия, отбор лекционных занятий для опроса студентов произведен случайным образом. В ходе опроса более половины всех студентов социологического факультета приняли участие в исследовании. Всего в ходе опроса опрошено 451 студентов факультета в 2013 году, 358 – в 2014 году, и 541 – в 2015 году. В результате была выявлена интегральная оценка организации образовательного процесса; изучена частота использования различных ресурсов при подготовке к занятиям; выявлена распространенность получения студентами дополнительного образования в процессе обучения на факультете; изучен характер отношений среди студенческого коллектива социологического факультета; определены предложения студентов по улучшению образовательного процесса; выявлены отношения студентов к уровню преподавания; проанализированы мотивы и факторы выбора социологического факультета и правильность выбора факультета; определено мнение студентов о репутации факультета среди студентов других факультетов МГУ; выявлены представления студентов о своем будущем после окончания факультета. Осуществлен анализ основных различий данных исследований за 2013, 2014 и 2015 гг. Разработаны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. Публикации: 1. Восканян Э.В. Карьера социолога: проблемы трудоустройства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2015. Том15, №2. 2. Восканян Э.С. Высшее образование как залог успешной карьеры // Ломоносов 2015 XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. 3. Восканян Э.С. Социологическое образование в современном российском обществе // Материалы всероссийской научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы стран моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР- 2015», Дальний Восток 11-13 ноября 2015. 4. Долгоруков А.М. Интернет и будущее социологии / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.(2 [125] март-апрель), 2015. 5. Долгоруков А.М. Кризис как ключевой ресурс бизнеса (Учебное пособие). Москва: 1С-Паблишинг, 2015. 6. Долгоруков А.М., Зырянов В.В., Малахов Ф.В., Темнова Л.В. Опыт разработки процедур профессионально-общественной аккредитации для социально-гуманитарной сферы российского образования // Высшее образование в России. 2015. № 10, с. 5-16 № 10, С. 5-16. 7. Долгоруков А.М. Дизайн и развитие программ подготовки магистров-социологов // Высшее образование сегодня. 2015. № 12 8. Долгоруков А.М. Жизненные циклы социальных систем: антропо-социо-культурный сценарий // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР". — Дальневосточный федеральный университет Владивосток, 2015, 6 с. 9. Малахов Ф.В. Портрет абитуриента МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013 г.: факторы и мотивы выбора факультетов и вуза // Вестник СПбГУ сер.12. №4. 2015. С.217-220. 10. Малахов Ф.В. Представления о плагиате в научных работах: результаты опроса студентов социологического факультета МГУ / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы стран моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР- 2015», Дальний Восток 11-13 ноября 2015. 11. Малахов Ф.В., Бороздина Г.Б. Отношение студентов к плагиату (по материалам исследования студентов социологического факультета МГУ) // Социология образования. — 2015. — № 12. 12. Орланов Г.Б., Сайко Е.А., Темнова Л.В., Долгоруков А.М. Методические рекомендации по написанию и подготовке к защите выпускной квалификационной работы по социологии бакалавра Академии труда и социальных отношений: Учебно-методическое пособие. М.: ИИЦ «АТиСО». 2015. – 35 с. 13. Орланов Г.Б., Темнова Л.В., Долгоруков А.М., Сайко Е.А. Методические рекомендации по написанию и подготовке к защите магистерской диссертации по социологии выпускника Академии труда и социальных отношений: Учебно-методическое пособие. М.: ИИЦ «АТиСО». 2015. – 47 с. 14. Темнова Л.В., Малахов Ф.В., Восканян Э.С. Подходы к исследованию постуниверситетской карьеры // Инициативы. — 2015. — Т. 21, № 3. — С. 67–70.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Социология образования: естественнонаучный и социально-гуманитарный комплексы
Результаты этапа: Научный отчет за 2016 год Реферат 1. Проведён анализ социологического и экономического подходов к изучению карьеры. Определена связь карьеры и социальной мобильности. Согласно экономическому подходу анализируется служебное продвижение сотрудника в контексте процессов производства, распределения и потребления ограниченных ресурсов. Обобщены результаты социологических исследований, показывающие, что термин «карьера» ассоциируется в сознании россиян с социальной мобильностью и продвижением по службе. Анализируется один из аспектов изучения карьеры – трудоустройство выпускников. Рассматриваются различные виды и типовые модели карьеры. Дается анализ этапов профессиональной карьеры. Обращено внимание на анализ карьеры выпускников социологических факультетов российских вузов. Исследования выявили три типа карьеры выпускника социолога: преподаватель (как правило, вузовский), научный работник-исследователь и социолог-практик. Дано собственное определение карьеры как процесса последовательного изменения должностного и профессионального статуса (внутриорганизационного или межорганизационного) индивида, основанного на формировании профессиональных компетенций с учетом его личностных интересов и потребностей организации. 2. Осуществлен анализ современного состояния российской системы образования и рынка труда, который позволил очертить круг наиболее актуальных проблем этих сфер и их взаимодействия. Определены актуальные задачи, стоящие перед профессиональным социологическим сообществом: согласование федеральных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ высшего образования с профессиональными стандартами; соотнесение видов профессиональной деятельности бакалавра и магистра с учетом обобщенных трудовых функций, выявление направлений деятельности в связи с выявившимися противоречиями и «несостыковками» в названных документах. Кроме того, введение единого списка универсальных компетенций для каждого уровня подготовки также требует пересмотра общих профессиональных компетенций социолога на уровнях бакалавра и магистра. Процедуры совершенствования ФГОС по социологии должны укладываться в логику сопряжения профессиональных и образовательных стандартов, а именно: ПС должны содержать зафиксированную составляющую, направленную на достижение стратегических долгосрочных целей (на горизонте не менее пяти лет). При этом заложенные в профстандартах образовательные задачи, должны решаться через реализацию ФГОС всех уровней образования. Другими словами, стратегические образовательные цели ПС необходимо формулировать языком ФГОС. Подчёркивается, что в этой работе следует иметь ввиду, что образовательные стандарты не должны ограничиваться отражением только имеющихся, разработанных ПС. Образование (в силу его тесного взаимодействия с научным сообществом) должно идти с неким опережением рынка труда, учитывая перспективы социального развития, потребности общества, специфику мировых образовательных трендов. Основная часть 1. В западной и отечественной социологии термин «карьера» долгое время рассматривался в рамках социальной мобильности. Как пишет Е.В. Пахомова, профессиональная карьера – это тип карьеры, который рассматривается людьми в связи с динамикой положения и активности личности именно в профессиональной деятельности. Под социальной мобильностью следует понимать переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Американские и британские социологи считают, что на профессиональную мобильность значительное влияние оказывают такие факторы, как статус родителей, расовая принадлежность, виды миграции, положение в семье и т.д. Данные выводы легли в основу дальнейшего изучения профессиональной карьеры. В отечественной социологии, как правило, вместо социальной и профессиональной мобильности употребляют синонимы: «социальное перемещение» и «продвижение» для обозначения смены индивидами своих позиций в общественной структуре. Существенный вклад в разработку данного вопроса внес П.А. Сорокин. Он выделил два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Важно также отметить, что в зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной и др. мобильности. В ряду концептуальных подходов изучения карьеры выделяют экономический подход, для которого характерен анализ служебного продвижения сотрудника в контексте процессов производства, распределения и потребления ограниченных ресурсов. Большая часть исследований карьеры акцентированы на физическом и интеллектуальном труде, используемом для производства товаров и услуг; человеческом капитале, отражающем знания и навыки, которые определяют эффективность производственной деятельности человека; предпринимательстве как способности интегрировать и комбинировать ресурсы различных типов для совершенствования производства, увеличения прибыли и т.п. Ряд ученых (Ч. Гренроуз, Я. Латтак, А. Паци, Дж. Портвуд) рассматривают социально-культурные аспекты карьеры с точки зрения мезоуровня. Этот подход реализуется в рамках проблематики «управления карьерой»: исследуется, каким образом организации могут выстраивать эффективные системы регулирования траекторий карьерного движения сотрудников с учетом социально-культурных феноменов (организационной культуры, специфики взаимоотношений между сотрудниками, бытующих гендерных стереотипов). Еще одним из способов описания карьеры является деление ее на внутриорганизационную и межорганизационную. По скорости переходов между рабочими местами карьера может быть охарактеризована как стабильная, нормальная (равномерная) и стремительная .Описание конфигурации карьеры мы находим у американского ученого в области управления Д. Драйвера. Он выделяет линейную (человек шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице), стабильную (человек в течение всей жизни верен избранной области деятельности, повышая уровень своего мастерства, не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства), спиральную (человек с энтузиазмом погружается в работу, хорошо продвигается в своем статусе, но лет через 5–7 его интерес затухает, и он уходит на другую работу), кратковременную (человек часто переходит с одной работы на другую – траектория, свойственная неквалифицированным и недисциплинированным работникам), платообразную (человек успешно справляется со своими обязанностями, его выдвигают, затем он достигает максимума своей компетентности – плато, на котором находится до пенсии), снижающуюся карьеру (человек неплохо начинает свою карьеру, добивается неоднократного повышения; однако в его жизни происходит нечто непредвиденное, что приводит к должностным понижениям, вплоть до самого низкого уровня). Широко распространена классификация деловой карьеры («Трамплин», «Лестница», «Змея», «Перепутье»). Очень важным аспектом анализа карьеры является актуальный этап ее прохождения. Если обратиться к молодому специалисту, только начинающему свою профессиональную жизнь, то, согласно А. Маслоу, специфичной мотивацией на этом этапе является социальное признание и независимость. Именно на этом уровне происходит приобретение профессиональных навыков, усвоение норм, правил осуществления квалифицированной деятельности. Далее, когда работник самоутверждается как специалист и профессионал, он пытается повысить квалификацию. Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается прежде всего в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности. Таким образом, опираясь на разработанные теории, карьеру следует понимать как процесс последовательного изменения должностного и профессионального (внутриорганизационного или межорганизационного) статуса индивида, основанного на формировании профессиональных компетенций с учетом его личностных интересов и потребностей организации. Анализу рынка труда и построению карьеры посвящен ряд социологических исследований. Рассмотрим результаты некоторых из них. В 2014 г. ВЦИОМ представил данные опроса о том, что значит для россиян карьерный рост, от чего он зависит в большей степени и в какой сфере, по мнению наших сограждан, легче всего построить карьеру. Исследование показало, что для 25% опрошенных карьерный рост означает увеличение зарплаты. Каждый шестой респондент (17%) ассоциирует с этим понятием повышение в должности. Однако есть и те, для кого продвижение по карьерной лестнице вовсе ничего не значит (8%). Около трети россиян (31% в 2014 г. и 29% в 2007 г.) уверены, что построить карьеру можно благодаря своим компетенциям и опыту. Чаще это мнение разделяют 18–24летние (37%) и обучавшиеся в вузах (35%), чем пожилые люди (27% старше 60 лет) и респонденты с начальным образованием (24%). Есть и те (15%), кто верит, что продвижение по карьерной лестнице целиком и полностью зависит от личных качеств человека (активности, обаяния и др.). Напротив, каждый пятый полагает, что повышение можно получить благодаря полезным знакомствам или хорошим отношениям с начальством (22%). Результаты аттестации или выслугу лет главным условием повышения по службе называют лишь 5% опрошенных. Из исследования видно, что понятия «карьера» и «строить карьеру» в сознании некоторых россиян носят достаточно размытый и хаотичный характер и в современном российском обществе ассоциируются в основном с высокой зарплатой. Одним из аспектов изучения карьеры является трудоустройство выпускников. Выпускники вузов – одна из социальных групп, представленных на рынке труда. Мониторинг выпускников, проведенный НИУ ВШЭ, показал, что на фоне всех групп выпускников выделяются те, кто окончил только бакалавриат; среди них можно отметить сравнительно большую долю тех, у кого еще нет работы, т.к. они продолжают образование/самообразование, либо у них нет необходимости работать. Кроме того, среди окончивших только бакалавриат значительно меньше тех, кто работал до выпуска. Что касается остальных групп, то по периоду нахождения работы схожи те, кто окончил только специалитет или только магистратуру, – половина имели работу до выпуска, еще треть устроились в первые месяцы. Так, 66% студентов ВШЭ устраиваются на работу еще до окончания университета, а 22% – в первые месяцы после окончания. При этом цели выпускников связаны с развитием профессиональной карьеры, с профессиональной мобильностью как детерминантой их высоких статусных позиций, жизненного успеха. Обращаясь к анализу карьеры социолога, отметим, что на рынке труда сегодня существуют три типа современного социолога: преподаватель (как правило, вузовский); научный работник-исследователь; социолог-практик (представитель руководящих хозяйственных, государственных, партийно-политических звеньев). В данном случае речь идет об идеальных социальных типах. Каждый конкретный человек в зависимости от ситуации может выступать, к примеру, и преподавателем, и исследователем, и практиком. В условиях современных реалий социолог может трудоустроиться в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в государственных и муниципальных органах власти, в агентствах Public Relations (по связям с общественностью) и рекламы, в кадровых службах, в маркетинговых отделах предприятий, в СМИ и издательском бизнесе. Прежде всего, работодатели обращают внимание на такие важные для социолога качества, как усидчивость, терпение, умение анализировать полученные эмпирические результаты. В сфере социальных исследований высоко ценятся два критерия: мотивация на работу именно в этой сфере и имеющийся потенциал (наличие идей, умение выражать свои мысли, кругозор, пытливость ума, желание учиться новому). Эксперты единодушны в оценке качества теоретической подготовки социологов – она высокая. Претензии работодателей связаны с практической подготовкой, спектром освоенных методов и приемов исследовательской работы, ориентированностью на работу в различных сферах деятельности. Это подтверждается диагностикой личностно-профессионального развития студентов-социологов. Кроме прикладного направления деятельности, выпускник социологического факультета может выбрать возможность пойти в магистратуру, затем – в аспирантуру, чтобы заниматься научной деятельностью. Как пишет А.С. Ельчина, есть два способа существования в науке: «научный» и «учебно-научный». Первый – это собственно научно-исследовательская деятельность. Главная проблема здесь – это отсутствие постоянных вакансий в университетах и научно-исследовательских институтах. Выходом может стать включение в исследовательские проекты, гранты, выполнение научно-исследовательских и собственно социологических исследований через конкурсы, торги. Второй способ – учебно-научный – это попытка занять место в профессорско-преподавательском составе, как правило, начиная с самых низких должностей. В ходе проведенных исследований среди студентов-социологов 5 курса МГУ им. М.В. Ломоносова выявлено, что 81% из них не собираются продолжать обучение в аспирантуре. Критерием полезности социологического образования для общества сегодня является спрос на социологов-профессионалов на рынке труда. Однако агентства по подбору персонала указывают, что спрос ни них крайне низкий: на протяжении последних 15 лет он оценивался на уровне 3,0-3,5 баллов (при 10-балльной оценке). Этот факт подтверждается опросом работников системы высшего образования, ведущих подготовку социологов, который показал, что 58,7% респондентов считают профессию социолога невостребованной. 2. Анализ современного состояния российской системы образования и рынка труда позволяет очертить круг наиболее актуальных проблем этих сфер и их взаимодействия: - старение преподавательского состава – на начало 2014-15 уч. года преподавателей старше 50 лет было 47,5%, в тоже время в возрасте до 35 лет лишь около 20%; - резкая дифференциация образовательных организаций высшего образования (ООВО) по большинству качественных показателей в связи с многолетней компанией по их укрупнению. Поэтому второй, а тем более третий уровень высшего образования нынче доступен не более, чем четверти университетов, расположенных в крупных городах. В результате получив степень магистра, выпускники остаются в этих городах, что приводит к вымыванию наиболее способной молодёжи из сельской местности, посёлков, малых и средних городов и соответствующих рынков труда; - непонимание большинством преподавателей (чаще всего в силу возраста и консерватизма) качественной новизны трехуровневой системы высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура), замедляющее ее внедрение; - «устаревшее» содержание как образовательных программ, так и рабочих программы дисциплин, не отвечающих потребностям рынка труда; - несоответствие между разрабатываемыми Минобрнауки ФГОС и академическими свободами; - квалификационный разрыв, на который указывают российские работодатели, т.е. несоответствие между квалификациями, востребованными на рынке труда и теми, которые выпускники получают в процессе обучения (отсутствие практических знаний, умений, навыков межличностного делового взаимодействия и т.д.); - крайне слабая готовность российских университетов к включению в процесс академической мобильности, так даже в самой простой форме мобильности – индивидуальной, в 61,7% ООВО участвует только 1% обучающихся, а в 7,1% ООВО нет даже её. Такая же картина и с преподавателями – только 5% из них являются «мобильными»; - крайне слабая готовность российских университетов к процедуре признания степеней (квалификаций) и пройденных периодов обучения. Так, в 2014 г. только 2,1% ООВО выдавали аналогичное европейскому Diploma Supplement приложение к диплому «автоматически» всем выпускникам; - существование только в проекте Национальной системы квалификаций: с одной стороны, активно идёт процесс создания и применения профессиональных стандартов, но, с другой, никак не заработают механизмы профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки квалификаций. В таких условиях факультеты и кафедры вынуждены модернизировать учебный процесс таким образом, чтобы в условиях дефицита квалифицированных кадров (особенно молодых, мобильных и профессионально активных), минимального финансирования, значительной перегрузки, давления администрации и т.д., были соблюдены требования «перманентно улучшающихся» ФГОС, запросы рынка труда, интересы обучающихся и их родителей. Что касается подготовки социологов, то настоящий этап можно охарактеризовать следующими аспектами. Минобрнауки РФ дало поручение федеральным учебно-методическим объединениям (ФУМО) разработать предложения по согласованию ФГОС 3+ с профессиональными стандартами (ПС). Основными направлениями этих предложений должны стать уточнение областей профессиональной деятельности бакалавра и магистра, профессиональных задач, корректировка общих профессиональных компетенций (ОПК) с учетом обобщенных трудовых функций и трудовых функций ПС. Кроме того, введение единого списка универсальных компетенций для каждого уровня подготовки также требует пересмотра ОПК социолога на уровнях бакалавра и магистра. К настоящему времени разработаны далеко не все ПС. В частности, профессиональный стандарт «Специалист по организации и проведению социологических и маркетинговых исследований» (ПС СОПСМИ), который должен стать базовым для формирования образовательных стандартов подготовки социолога, сегодня не утвержден и существует в виде проекта. Утверждены и вступили в действие профессиональные стандарты «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», на которые, несомненно, нужно опираться при раскрытии задач педагогической деятельности социолога. Среди профессиональных стандартов на сегодня нет ни одного, связанного с деятельностью исследователя или научного работника, т.е. ПС «Научный работник», или его аналог, не представлен даже в проекте, хотя такой неотъемлемый вид профессиональной деятельности социолога как научно-исследовательская деятельность должен быть соотнесен именно с этим профессиональным стандартом. Такое положение неминуемо приведёт к полной потере исследовательской компоненты в подготовке социологов (как бакалавров, так и магистров), а ведь в трудоустройстве выпускников-социологов доля тех, кто работает в науке и образовании в последние годы устойчиво поддерживается на уровне 20%. Остановимся чуть подробнее на этой проблеме. В последние 20 лет в российском обществе наблюдается как значительное снижение престижа профессии научного работника (исследователя), так и число занятых в науке. Достаточно лишь нескольких цифр: персонал, занятый исследованиями и разработками с 2000 года к 2013 сократился с 888 до 722 тыс. чел., отдельно для исследователей это снижение выглядит так: с 426 до 369 тыс. чел. В то же время государство принимает программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», в которой делается акцент на привлечение молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности, развитие кадрового потенциала науки, расширение возможностей профессиональной самореализации талантливой молодежи в научной сфере и т.д. Цель и средства этой программы входит в противоречие с реалиями, так, в формирующейся в настоящее время Национальной системе квалификаций России область профессиональной деятельности «Наука» не выделена, в Реестре видов профессиональной деятельности, утвержденном Минтрудом России, научно-исследовательского вида деятельности нет, в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, утвержденном приказом Минтруда №832 от 2 ноября 2015 профессия научного сотрудника (или научного работника или исследователя) среди 1625 профессий, которые Минтруд рекомендует применять органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям при формировании и реализации кадровой политики не указывается. Налицо явный диссонанс. Цель не обеспечена средствами её достижения. Заключение 1. В условиях замедления темпов экономического развития в России и трансформации рынка труда ряд специальностей начинают терять свою актуальность, уступая место более востребованным профессиям. Как показывают исследования, существующий рынок пополняется в основном рабочей силой, либо не пользующейся спросом, либо не способной выдержать конкуренцию. В то же время многие вакантные места на предприятиях не заполняются квалифицированными кадрами, а уровень безработицы даже среди молодежи с высшим образованием достаточно высок. В связи с происходящими трансформационными процессами во многих сферах современного российского общества вопросы изучения карьеры приобретают большую актуальность. Карьеру необходимо понимать как постепенное продвижение по служебной лестнице, сопровождающееся изменением профессиональных навыков, способностей и квалификационных возможностей человека (сотрудника), удовлетворенности его своим трудом, возможностями, связанными с трудовой либо общественной деятельностью, а также ростом заработной платы. Модели построения карьеры характеризуются разнообразными подходами, а успешность карьеры в большей части зависит от того, насколько корректно она будет спланирована. Конструируя модель профессиональной карьеры молодого специалиста, можно предположить влияние на нее, по крайней мере, двух групп факторов, а именно, особенностей его человеческого капитала (личностные качества специалиста, образование, ценности, мотивы действия) и компонентов социального пространства. 3. Анализ ФГОС социолога требует доработки общих профессиональных компетенций магистра. Соотнесение видов профессиональной деятельности социолога и обобщенных трудовых функций, описанных в имеющихся ПС, выдвигает как минимум две задачи. Перед научно-педагогическим сообществом в целом: актуализировать необходимость разработки ПС «Научный работник», а перед социологическим профессиональным сообществом – обязательность инициации дополнительных ПС, раскрывающих содержание областей профессиональной деятельности, не вошедших в проект СОПСМИ, а пока – задачу самостоятельного определения (формулирования) обобщённых трудовых функций социолога (на уровне квалификации бакалавра, и магистра) для актуализации ФГОС3+ и Примерных основных образовательных программ. Показанные процедуры совершенствования ФГОС по социологии должны укладываться в логику сопряжения профессиональных и образовательных стандартов, а именно: ПС должны содержать зафиксированную составляющую, направленную на достижение стратегических долгосрочных целей (на горизонте не менее пяти лет). При этом заложенные в профстандартах образовательные задачи, должны решаться через реализацию ФГОС всех уровней образования. Другими словами, стратегические образовательные цели ПС необходимо формулировать языком ФГОС. Наконец, в этой работе следует иметь ввиду, что образовательные стандарты не должны ограничиваться отражением только имеющихся, разработанных ПС. Образование (в силу его тесного взаимодействия с научным сообществом) должно идти с неким опережением рынка труда, учитывая перспективы социального развития, потребности общества, специфику мировых образовательных трендов. Публикации: 1. Барков С.А., Зырянов В.В., Маркеева А.В., Темнова Л.В. Методические рекомендации по формированию разделов основной образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 "Социологические науки" (на примере направленности (профиля) - "Социология управления"). ИД "КДУ". М., 264 с. 2. Добринская Д.Е., Зырянов В.В., Маркеева А.В., Полякова Н.Л., Темнова Л.В. Рабочая программа исследовательской практики // Теория, методология и история социологии: Основная образовательная программа аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки, направленность (профиль) – 22.00.01 Теория, методология и история социологии: Учебно-методическое пособие, место издания МАКС Прес. М.,2016. С. 260-266. 3. Добринская Д.Е., Зырянов В.В., Маркеева А.В., Полякова Н.Л., Темнова Л.В. Содержание и структура научно-исследовательской деятельности аспиранта // Теория, методология и история социологии: Основная образовательная программа аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки, направленность (профиль) – 22.00.01 Теория, методология и история социологии: Учебно-методическое пособие, место издания МАКС Пресс. М. 2016. С. 267-280. 4. Зырянов В.В., Темнова Л.В. Виды профессиональной деятельности социолога в контексте применения профессиональных стандартов // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии работников / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Изд-во НИСОЦ, Нижний Новгород, 2016. С. 37-41. 5. Зырянов В.В., Темнова Л.В.Социологическое образование: новый этап развития // V Всероссийский социологический конгресс «Россия в системе современной социальной реальности» ("Russia in the System of Modern Social Reality), 14-15 ноября 2016 года, Москва, Россия, 14-15 ноября 2016. Доклад на конференции. 6. Темнова Л.В. Государственная итоговая аттестация (научно-методическая раз работка) // Теория, методология и история социологии: Основная образовательная программа аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки, направленность (профиль) – 22.00.01 Теория, методология и история социологии: Учебно-методическое пособие. МАКС Пресс.М., 2016. С. 281-303. 7. Темнова Л.В. Рабочая программа педагогической практики // Теория, методология и история социологии: Основная образовательная программа аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки, направленность (профиль) – 22.00.01 Теория, методология и история социологии: Учебно-методическое пособие, место издания МАКС Пресс. М. 2016.С. 246-259. 8. Темнова Л.В., Малахов Ф.В., Восканян Э.С. Концептуальные подходы к исследованию карьеры // Высшее образование в России, 2016. №5, с. 64-70.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Концепция научно-исследовательского семинара в качестве элемента системы подготовки магистров социологии N-isslSeminar_KontseptsiyaDizajn_Dolgorukov2015-variant01.d… 64,0 КБ 21 мая 2015 [Dolgorukov]