Двигательная активность студентов и психофизиология здоровьяНИР

Physical activity of students and psychophysiology of health

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Двигательная активность студентов и психофизиология здоровья
Результаты этапа: По первой теме «Психофизиологический анализ градаций здоровья студентов на основании объективных и субъективных показателей» определялись градации индивидуального здоровья обследованных студентов (n=112) на основании объективных (физиологических и психологических) и субъективных (психологических) показателей. В качестве объективных физиологических рассматривали характеристики деятельности сердечно-сосудистой системы, объективных психологических – результаты выполнения нескольких корректурных проб, субъективными психологическими служили данные, полученные при помощи опросника «SF-36 Health Status Survey» и модифицированного теста Люшера. Анализ субъективных данных по разным шкалам «SF-36» обнаружил, что показатели по большинству шкал были выше 50 баллов и свидетельствовали о достаточно высоких субъективных оценках качества жизни и уровня физического и психологического здоровья обследованных студентов. По результатам выполнения модифицированного теста Люшера рассчитывали коэффициент вегетативного тонуса (КВТ). Было обнаружено, что, по субъективным оценкам, 48,7% испытуемых находились в оптимальном функциональном состоянии, 25% - характеризовались чрезмерным возбуждением, а 26,3% - утомлением и низкой активностью. Наряду с накоплением данных о проявлениях разных градаций здоровья студентов на объективном и субъективном уровнях исследовали влияние на описанные показатели двух факторов: уровня двигательной активности студентов и особенностей латеральной организации моторных и сенсорных функций. Материалы проведенных исследований свидетельствовали о том, что у студентов с правосторонними латеральными признаками прослеживалось большее влияние повышения уровня двигательной активности на субъективные проявления здоровья, а у лиц с левосторонними – на объективные физиологические показатели. Была показана связь вариабельности различных характеристик функционального состояния с особенностями латеральной организации функций. Обнаружено, что у испытуемых с левосторонними признаками асимметрии ниже средние значения показателей сердечно-сосудистой системы (ЧСС и АД) в разных функциональных состояниях, выше качество выполнения корректурных проб, а субъективные оценки их функционального состояния реже указывали на перевозбуждение. У лиц с правосторонними признаками асимметрии была выше средняя скорость выполнения и цифровой, и вербальной корректурных проб при худшем качестве, чаще отмечались более высокие показатели ЧСС и АД, субъективные оценки функционального состояния чаще отражали перевозбуждение и реже – оптимальное функциональное состояние. Испытуемые с симметричными признаками в моторной и сенсорных системах чаще характеризовались (по субъективным данным) оптимальным функциональным состоянием. Описанные результаты анализа показателей КВТ отражали тенденцию «оптимизации» функционального состояния (по субъективным оценкам) при наличии симметричных и левосторонних признаков в ПЛО. По второй теме «Исследование зрительно-пространственных функций студентов, занимающихся в группах разных специализаций, с учетом латеральных признаков в моторной и сенсорных системах», проведен анализ особенностей зрительно-пространственных функций на разных уровнях их осуществления (моторном, перцептивном, мнестическом) у студентов, занимающихся в группах со специализацией по художественной гимнастике и айкидо. Использовали тест ориентации линий Бентона, пробу «Рука», методику копирования и воспроизведения по памяти комплексной фигуры Рея-Остеррица. Учитывали уровень освоения испытуемыми специальных двигательных навыков, а также функциональную асимметрию в моторной и сенсорных системах. Были выявлены более информативные характеристики зрительно-пространственных функций и пространственно-конструктивной деятельности, в частности, к ним относятся результаты решения пространственных задач на мнестическом уровне, а также стратегии выполнения конструктивной деятельности. Обнаружено, что у обследованных испытуемых особенности зрительно-пространственных функций в большей степени определялись асимметрией в мануальной и зрительной системах. Обобщение материалов исследования свидетельствует о большей успешности решения пространственных задач в некоей системе координат испытуемыми с правосторонними признаками асимметрии в зрительной сфере. Наряду с этим лица с симметрией и левосторонними признаками в каждой из проанализированных систем (мануальной моторной, слухоречевой и зрительной), имеющие одновременно минимальную степень правшества в других системах, демонстрировали лучшие стратегии выполнения конструктивно-пространственной деятельности (и по образцу, и по памяти).
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Анализ индивидуальных особенностей двигательных и познавательных процессов в зависимости от специфики физкультурно-спортивной деятельности и латеральной организации моторной и сенсорных систем
Результаты этапа: В рамках обобщенной темы проводились исследования по двум частным. По теме «Исследование субъективных и объективных показателей здоровья студентов и влияющих на них факторов» продолжен анализ проблемы индивидуального здоровья. Результаты исследования подтвердили отсутствие однозначного соответствия между объективными и субъективными показателями индивидуального здоровья. Выявлено, что «внутренняя картина здоровья» может недостаточно адекватно отражать объективное состояние адаптационных процессов, через которые традиционно характеризуется здоровье. Экспериментально продемонстрирована разнонаправленная связь объективной и субъективной оценок здоровья с особенностями межполушарной функциональной организации мозга. Как показали результаты исследования в целом, нейропсихологический подход к исследованию здоровья позволяет индивидуализировать донозологическую диагностику. По теме «Анализ индивидуальных особенностей двигательных и познавательных процессов студентов в зависимости от специфики физкультурно-спортивной деятельности и латеральной организации моторной и сенсорных систем» проведено исследование индивидуальных различий зрительно-пространственных функций и влияющих на них факторов у студентов, специализирующихся по боевым искусствам (каратэдо и айкидо). Использовали комплекс методик оценки зрительно-пространственных функций. Корреляционный анализ показателей выполнения всех пространственных тестов подтвердил направленность использованных методик на оценку разных компонентов пространственных функций. Для изучения влияния на индивидуальные различия зрительно-пространственной сферы межполушарной организации мозга указанные различия были сопоставлены с типом латерального профиля испытуемых. Было обнаружено, что среди обследованных спортсменов лучшими показателями зрительно-пространственных функций характеризуются лица с правым ведущим глазом, а также «чистые» правши.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей
Результаты этапа: Изучены особенности двигательных и познавательных функций у здоровых девушек-студенток в разные фазы овариально-менструального цикла. Описаны колебания показателей проанализированных функций у обследованных испытуемых в течение цикла: более высокие динамические характеристики двигательных функций отмечались в фолликулярную фазу, лучшие показатели выполнения простой познавательной деятельности прослеживались в овуляторную фазу ОМЦ, а сложной – в менструальную. Выявлено, что у обследованных девушек характер колебаний рассмотренных показателей в течение цикла связан с особенностями межполушарной функциональной асимметрии. Обнаружены различия зрительно-пространственных функций студентов-спортсменов, занимающихся боевыми искусствами (айкидо, каратэдо), в зависимости от успешности освоения ими специальных двигательных навыков данных видов.
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Исследование двигательных и познавательных функций студентов с учетом специфики физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных особенностей
Результаты этапа: Изучены характеристики зрительно-пространственных функций студентов-спортсменов разного пола, специализирующихся по боевым искусствам (айкидо и каратэдо). В обследованной выборке различий использованных показателей зрительно-пространственных функций у юношей и девушек не обнаружено. Испытуемые обоего пола, имеющие лучшие характеристики протекания зрительно-пространственных процессов, успешнее овладевали специальными навыками данных видов спорта. Проанализированы индивидуальные различия тактильной чувствительности, важной для обеспечения комплексного специализированного восприятия («чувства воды»), у студентов, занимающихся плаванием. Выявлено значимо большее влияние на указанные различия специфики латерального профиля пловцов по сравнению с уровнем спортивного мастерства.
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Исследование индивидуальных различий психофизиологических показателей функционального состояния студентов с учетом особенностей их физкультурно-спортивной деятельности
Результаты этапа: Проанализированы особенности моторной и сенсорной функциональной асимметрии, а также индивидуальные различия тактильной чувствительности рук у студентов групп начального обучения технике спортивных способов плавания. Обнаружено преобладание у обследованных испытуемых правосторонних латеральных признаков в моторной мануальной и зрительной системах. Показано, что студенты-юноши, характеризующиеся симметрией или левосторонними латеральными признаками в зрительной системе, обнаруживали лучшие показатели тактильной чувствительности рук и более выраженную склонность к успешному освоению техники спортивных способов плавания. Исследованы связи показателей физической подготовленности, индивидуально-психологических характеристик, особенностей латеральной организации моторной и сенсорных систем и игровых функций студентов-юношей, занимающихся волейболом. Обнаружены различия латеральной организации зрительной системы у обследованных студентов-волейболистов разного амплуа, различающихся уровнем общей и специальной физической подготовленности. Различия индивидуально-психологических особенностей студентов с разными игровыми функциями прослеживались, в основном, по параметру «качество-скорость» выполнения любой деятельности, в том числе и психической, а также по уровню реактивной тревожности и выраженности экстраверсии.
6 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Исследование индивидуальных различий психофизиологических показателей функционального состояния студентов с учетом особенностей их физкультурно-спортивной деятельности
Результаты этапа: Обобщение материалов, полученных в ходе проведенных на данном этапе работы исследований, свидетельствует о возможностях использования нейропсихологического подхода к выявлению индивидуальных различий психофизиологических показателей, используемых для оценки функциональных состояний, при учете особенностей индивидуального здоровья студентов и их физкультурно-спортивной деятельности. В первом разделе работы выявлено, что показатели функционального состояния различаются у обследованных практически здоровых студентов-юношей, характеризующихся разными градациями здоровья и признаками функциональной асимметрии. Соотношения проанализированных показателей имеют сложный характер. Продемонстрировано положительное значение «накопления» правосторонних признаков в основных анализаторных системах у студентов-юношей, занимающихся в группах обучения технике спортивных способов плавания, для формирования рациональной техники. Во втором разделе выявлено, что преобладание правосторонних признаков функциональной асимметрии в моторной мануальной и основных сенсорных системах у юношей-спортивных гимнастов является устойчивой характеристикой, прогностически благоприятной для совершенствования в данном виде спорта.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".