Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития РоссииНИР

Demographic development as an integral element of the strategy of socio-economic development of Russia

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России
Результаты этапа:
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России
Результаты этапа: В соответствии с Планом работы Лаборатории на 2015 год научные исследования проводились по нескольким направлениям: - теоретические и методические подходы к мониторингу результативности Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.; - современные тенденции региональной и этнической дифференциации социально-демографических и миграционных процессов в России и зарубежных странах и их перспективная оценка; - изучение информационной базы для наблюдения за миграционными процессами; - демография современной Европы и стран СНГ, история изучения населения и историческая демография. В рамках направления «Теоретические и методические подходы к мониторингу результативности Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» значительное внимание уделялось оценке результативности мер демографической политики в отношении рождаемости. Оценка осуществлялась, в основном, на основе анализа динамики суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим рождениям в 2007-2014 гг. в сравнении с предыдущим периодом. Среднегодовой прирост суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим рождениям в период 2000-2004 гг. (ограничиваемся данным периодом, так как в 2005 г. величина этого показателя снизилась, а в 2006 г. – практически не изменилась) составил 0,0184, т.е. примерно 0,02. Если бы такой прирост величины этого показателя был ежегодно, начиная с 2007 г., то в 2014 г. величина суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим рождениям составила бы 0,711. Фактически она равнялась 0,950, т.е. была на 0,239 или на 33,6% больше. Если считать, что на динамику суммарного коэффициента рождаемости по первым рождениям демографическая политика, практически, не влияла, то суммарный коэффициент рождаемости в целом по всем рождениям составил бы 1,511, а фактически он равнялся 1,750, т.е. на 15,8% больше. Таким образом, результативность осуществляемых с начала 2007 г. мер демографической политики в отношении рождаемости можно оценить в дополнительные 0,239 величины суммарного коэффициента рождаемости, что составляет 33,6% для вторых и последующих рождений или 15,8% для всех рождений. Возможности анализа различий в динамике показателей рождаемости по очередности рождения по регионам ограничены, так как далеко не по всем из них есть данные о распределении родившихся по очередности рождения за все годы, начиная с 2006 г. В какой-то мере об изменении показателей рождаемости по вторым и последующим рождениям можно судить по возрастным коэффициентам рождаемости, прежде всего, в возрастных группах 30-34 года и 35-39 лет, но с большой долей условности, так как относительно больший прирост показателей рождаемости у женщин этих возрастов может быть связан не только с увеличением числа вторых и последующих рождений, но и с большим распространением откладывания рождений детей к более старшим возрастам. Чтобы отчасти элиминировать влияние этого фактора, использовалась не величина прироста возрастного коэффициента рождаемости, а ее превышение по сравнению со среднегодовым приростом в данном регионе в 2000-2006 гг. На основе анализа динамики суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим рождениям и коэффициентов рождаемости для возрастных групп 30-34 года и 35-39 лет были выделены регионы с наибольшим приростом этих показателей за 2007-2014 гг. (в т.ч. отдельно за 2007-2011 гг. и 2012-2014 гг.), в отношении которых, вероятно, можно говорить об относительно большей результативности демографической политики. Анализ показателей рождаемости по реальным поколениям позволяет корректнее оценивать результативность мер демографической политики и определять перспективный уровень рождаемости для демографических прогнозов, так как на их динамику не влияют «тайминговые» сдвиги. Традиционно средние числа рожденных детей по реальным поколениям представлены в результатах переписей населения. Оценочные величины этих показателей могут быть получены с использованием возрастных коэффициентов рождаемости. Опыт таких оценочных расчетов свидетельствует о безусловной корректности их для России в целом. На региональном уровне корректность таких расчетов вызывает сомнения, так как совокупности женщин, для которых рассчитываются возрастные коэффициенты рождаемости, из-за межрегиональной миграции могут существенно различаться от года к году и отличаться от данных переписи населения. Анализ возможности использования такого подхода к оценке показателей рождаемости в реальных поколениях для регионов Центрального и Уральского федеральных округов, а также для Республики Марий Эл, Кировской и Омской областей, в которых в 2007-2014 гг. был относительно больший прирост суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим рождениям, показал, что для большинства из этих регионов суммирование возрастных коэффициентов рождаемости дает достаточно хороший результат. При этом целесообразно брать за основу средние числа рожденных детей для реальных поколений по данным переписи населения 2010 г. и к ним прибавлять однолетние возрастные коэффициенты рождаемости за послепереписной период. Было проанализировано целеполагание в демографической политике России. Рассмотрены формулировки целей, представленные в документах, определявших введение мер демографической политики на разных этапах развития страны. Основное внимание было уделено анализу достижимости целевых показателей, заявленных в Концепции демографической политики России на период до 2025 года и в майских (2012 г.) Указах Президента. Предложены показатели на 2021 г. и уточнены показатели на 2025 г., на которые целесообразно ориентироваться на 3-м этапе реализации Концепции демографической политики России, который начнется в 2016 г. Анализ региональных программ и иных нормативных документов, определяющих демографическую политику, показал, что недостаточно пока используется адресная поддержка семей, понимаемая ни как ограничение числа пользователей той или иной мерой, а как возможность получения семьей именно тех видов социальной поддержки, в которых она нуждается, с учетом конкретных жизненных обстоятельств. К числу направлений такой адресной поддержки относится работа с беременными женщинами с целью предотвращения абортов, в частности, обязательное доабортное консультирование. Повышению результативности этой работы, вероятно, способствует оказание медико-социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включающее их социальное сопровождение. Эта мера предусмотрена в большинстве регионов. Среди мер помощи студенческим семьям в большинстве регионов предусмотрены создание групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на базе образовательных организаций профессионального образования, предоставление отдельных комнат для проживания студенческих семей с детьми в общежитиях, расширение практики применения обучения по индивидуальному графику, дистанционных образовательных технологий и электронных форм обучения для студенток, имеющих детей, в случае, если это позволяют федеральные образовательные стандарты, и др. Кроме того, во многих регионах оказывается денежная помощь (в том или ином размере) студенческим семьям. В ряде регионов предусмотрены меры, призванные предотвратить откладывание рождения первого ребенка. Такими мерами являются единовременное пособие (Республика Мордовия, Тамбовская и Тульская области) или ежемесячная выплата (Оренбургская и Тамбовская области) при рождении первого ребенка до определенного возраста, как правило, до 25 лет. Среди мер, связанных с обеспечением детей дошкольными образовательными учреждениями, важно отметить, что во многих регионах специально выделяется обеспечение местами в этих учреждениях детей в возрасте до 3 лет. В ряде регионов выплачивается пособие на детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение (например, Красноярский край, Архангельская, Псковская, Самарская и Ярославская области). Среди мер помощи семьям в улучшении жилищных условий следует выделить оказание дополнительной помощи на улучшение жилищных условий при рождении второго или последующих детей в Республике Коми, в Хабаровском крае, в Калужской, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской и Челябинской областях, в Ставропольском крае. В Кемеровской и Липецкой областях предусмотрена частичная компенсация молодым семьям стоимости аренды (найма) жилья.. Анализ региональной дифференциации естественного движения населения проводился на основе использования индексного метода, модифицированного с учетом специфики общего коэффициента естественного прироста (в отличие от общих коэффициентов рождаемости и смертности этот показатель может быть как со знаком «+», так и со знаком «–»), было осуществлено разложение отличия величины этого показателя в регионах от значения среднероссийского показателя в 2014 г. по компонентам, его определяющим. Было выделено шесть групп регионов, в которых естественный прирост населения больший или меньший (то есть, имеет место естественная убыль), чем в целом по России, полностью или преимущественно определяется различиями в показателях рождаемости, смертности или в половозрастной структуре населения. В рамках этих групп проводился сравнительный анализ региональных показателей естественного движения населения и половозрастной структуры населения. Важным направлением работы был анализ динамики смертности и продолжительности жизни, ее региональных особенностей. За 2007-2014 года ожидаемая продолжительность жизни населения России выросла на 3,4 лет. В 2014 году она достигла своего исторического максимума, составив 70,9 года. Увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни населения в России в большей степени произошло за счет снижения смертности населения старше трудоспособного возраста. Анализировалась связь динамики младенческой смертности в регионах с наличием в них перинатальных центров. Переход на трехуровневую систему оказания помощи беременным и новорожденным, в рамках которого заложено строительство перинатальных центров, позитивно сказывается на качестве услуг родовспоможения и уровне младенческой смертности в стране, но на региональном уровне связывать напрямую функционирование перинатального центра и динамику младенческой (в т.ч. перинатальной) и материнской смертности нельзя. По сравнению с 2007 г. в 2014 г. стандартизированный коэффициент смертности от всех причин снизился во всех регионах. Более подробно с использованием стандартизованного коэффициента анализировались региональные различия в динамике смертности от болезней системы кровообращения и от внешних причин. Анализировались тенденции старения населения с точки зрения поиска взаимосвязей между экономическими и демографическими показателями с учетом особенностей России в международных и межрегиональных сравнениях. С этой целью для измерения производственного и финансового вклада лиц старшего поколения в экономическое развитие на микро- и макро-уровне были сформулированы «социальные компетенции» пожилых людей, которые наряду с профессиональными компетенциями могут быть рассмотрены при анализе демографической нагрузки пожилыми людьми в регионах России. Для поиска возможностей межрегионального и международного сравнения «социальных компетенций» предложено их рассматривать и формулировать на региональном и национальном, а также на международном уровнях. Для сравнения демографической нагрузки по регионам России численность старшего поколения в регионах взвешивалась сначала по численности трудоспособного населения РФ, а затем эта доля бралась за основу при группировке регионов по уровню старения. Совершенствование управления процессами демографического старения на региональном уровне изучалось на основе лучших практик и социологического исследования в комплексе с задачами повышения эффективности отдельных отраслей государственной социально-экономической политики (международное сотрудничество, землепользование). При анализе демографической политики в отношении труда по уходу за детьми дошкольного возраста проводилась оценка влияния охвата детей дошкольными учреждениями на экономический рост регионов РФ (на основе анализа ВРП). В частности, были рассмотрены различные группировки регионов России, но пока полученные модели характеризуются слабой объясняющей силой. Для получения более значимых результатов планируется включить в модель показатели занятости. С целью сравнения общественных затрат на разные формы ухода за детьми проводилась оценка затрат на выплаты пособий детям в возрасте 3-6(7) лет, которые не посещают дошкольные учреждения, в сравнении со стоимостью строительства дошкольных учреждений. В рамках направления «Современные тенденции региональной и этнической дифференциации социально-демографических и миграционных процессов в России и зарубежных странах и их перспективная оценка» продолжались исследования по региональной демографии, расселению, миграции, этнической демографии, разрабатывались вопросы формирования региональной демографической политики. Была продолжена работа по сбору аналитической и статистической информации, дополнению и разработке информационной базы данных по показателям социально-демографического развития субъектов РФ и ряда муниципальных образований. На основе анализа информационной базы данных проведена сравнительная оценка региональных различий показателей социально-демографического развития, разработана классификация регионов России по естественному движению, рождаемости, смертности, суммарному коэффициенту рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни, структуре населения, миграции, урбанизации, ВВП. Проанализированы долговременные демографические закономерности и тенденции в субъектах РФ, в муниципальных образованиях, Сибири (Тыва), Костромской области, северных территориях. Проведен анализ социально-демографических процессов в сельских районах российского Ближнего Севера и, в первую очередь, в Костромской области, как одной из наиболее неблагополучных в экономическом и социальном плане областей. Дана оценка масштабов депопуляционных процессов, основными составляющими которых являются высокая смертность населения в трудоспособных возрастах, миграция молодежи и людей среднего возраста в города, деформации в возрастно-половой структуре с преобладанием пожилого населения и малой доли детей. Выявлены существенные различия демографических показателей между муниципальными образованиями внутри Костромской области. Проведен анализ системы районных коэффициентов и «северных» надбавок, применяемых в пределах российских субъектов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Выявлено, что возможная отмена указанных льгот повлечет существенное снижение показателей уровня жизни населения районов Крайнего Севера, особенно его «несырьевых» субъектов. Установлена необходимость актуализации информации об анклавных территориях внутри Крайнего Севера, для которых, согласно существующей схеме, характерны повышенные значения коэффициентов и надбавок. Проанализирована конфессиональная дифференциация рождаемости в Челябинской области. На основе сопоставления расчетных значений кумулятивных коэффициентов рождаемости для реальных поколений христиан и мусульман установлен факт постепенного нивелирования различий в рождаемости этих конфессиональных групп. Выявлена тенденция сближения и показателей среднего возраста матерей при рождении первого ребенка: (мусульманки Челябинской области рожают первенца в среднем лишь на месяц раньше христианок). Проведено исследование тенденций демографических процессов, миграции и состава населения г. Москвы, даны прогнозные оценки в разрезе районов и административных округов. По итогам исследований сформулированы рекомендации по учету социально-демографических особенностей субъектов РФ при разработке региональных программ демографического развития. Проведен анализ основных проблем стран азиатского региона, разработаны предложения и рекомендации по учету демографических факторов в социально-экономическом развитии, регулировании внешней трудовой миграции и развития рынка труда. Проведено исследование религиозных особенностей рождаемости и репродуктивного поведения на примере Индии. Установлено, что почти для всех конфессиональных групп страны характерна обратная зависимость между значениями общего коэффициента рождаемости и долей женщин репродуктивного возраста в общей численности каждой группы. Выявлено, что наиболее «однородна» структура суммарного коэффициента рождаемости по очередности рождений у мусульман. Показано, что желаемое число детей по всем конфессиональным группам меньше, чем идеальное. Продолжалось изучение воспроизводственных и миграционных процессов в Центральной Азии. Был продолжен сбор и анализ показателей социально-демографического развития и миграции за 1950-2000-е гг. (в рамках международного проекта «Эпидемиологический переход в странах Центральной Азии»). Начато изучение социально-экономического и демографического развития и перспектив партнеров России по группам БРИКС и ШОС. В рамках направления «Изучение информационной базы для наблюдения за миграционными процессами» продолжалось изучение потенциала российских источников данных о миграции и смежных с ней явлений. Был продолжен анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики, характеризующих потоки международной миграции в России после изменения правил учета долгосрочных мигрантов, показаны логические несоответствия итогов применения этой методологии реальным явлениям в области миграции. Проведены консультации (в составе рабочей группы Росстата) со специалистами Федеральной миграционной службы России по вопросам передачи из ФМС в Росстат в электронном виде данных, полученных с помощью Прикладного программного обеспечения (ППО) «Территория», о потоках долгосрочной миграции, предложен алгоритм оценки досрочно выбывающих мигрантов для повышения точности учета эмиграции из России в условиях новой методологии текущего учета. Проводилось изучение административной статистики Федеральной миграционной службы о численности иностранных мигрантов, получивших вид на жительство и разрешение на временное проживание, и находящихся в России на основании этих статусов. Выявлены логические ошибки, о которых сообщено в соответствующее подразделение ФМС России. На основе анализа данных ФМС прослежена связь изменений в законодательстве в области гражданства и колебаний показателей выданных видов на жительство и РВП. Произведены оценки влияния последних изменений в нормативно-правовой базе в области трудовой миграции на основные показатели миграции. Продолжено изучение доступных источников данных (основным их которых остаются переписи), позволяющих дать более полное представление о социально-экономическом статусе потенциальных иммигрантов – иностранных граждан, проживающих постоянно на территории РФ. Начато изучение качественного состава иностранных граждан (социально-экономические и демографические характеристики), проживающих постоянно на территории РФ, в территориальном разрезе, с позиций оценки перспектив интеграции. Продолжалось исследование евразийской интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Особое внимание было уделено правовым аспектам миграционных процессов государств-членов Союза. В изучении российской научной мысли о миграционных процессах и вопросах учета миграции в России в XIX – начале XX вв. основное внимание было сосредоточено на исследовании процессов миграции в России (СССР) в 1920-е гг., в первую очередь, процесса отходничества крестьян - рассмотрены и проанализированы источники данных об отходничестве и определены основные параметры этого движения. В рамках направления «Демография современной Европы и стран СНГ, история изучения населения и историческая демография» изучались основные характеристики новейших тенденций рождаемости и трансформации семьи в странах Европы, а также анализировались основные положения, составляющие основу теоретической концептуализации современных глобальных изменений демографического развития; исследовалась концептуальная связь между понятиями «первого» и «второго» демографического перехода. Проводился анализ источников информации о репродуктивном здоровье в России и странах СНГ. Изучались показатели репродуктивного здоровья, находящиеся в открытом доступе на сайтах национальных статистических комитетов и международных организаций – ООН, Центра контроля заболеваемости (CDC), Программы «Демография и Здоровье» (DHS). Проанализирована и систематизирована демографическая информация стран СНГ, дана оценка ее полноты и качества, проведены исследования демографической ситуации, тенденций и последствий сложившегося типа демографического развития по странам, дан анализ моделей демографического поведения. На основе изучения демографических факторов в социально-экономическом развитии стран постсоветского пространства с учетом национальных традиций, сохранения дифференциации в характере воспроизводства и миграции населения проведен комплексный анализ и дан прогноз демографического развития. Продолжалось исследование демографической истории семьи и домохозяйства в XVIII-XIX вв. На основе данных III-X ревизий анализировались структуры купеческих домохозяйств в двух московских слободах в период с 1782 по 1858 год. Исследование показало, что в купеческом населении уже с конца XVIII века преобладали нуклеарные домохозяйства, состоящие из семейной пары с детьми или без детей или одинокого родителя с детьми. Этот результат открывает новые возможности для сравнительного анализа структур домохозяйств в различных сословиях, поскольку в крестьянском населении, как показывают многочисленные исследования, домохозяйства были сложными, многопоколенными, объединяющими несколько нуклеарных семей в своем составе. Продолжалась работа по созданию базы данных по московским купцам, с использованием сказок III-X ревизий, опубликованных в 1880-е годы. Результаты исследований Лаборатории экономики народонаселения и демографии по теме «Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России» были представлены на международных и российских конференциях, а также опубликованы и использованы в преподавательской деятельности.
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России
Результаты этапа:
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России
Результаты этапа:
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".