ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
В проекте изучаются онтологические, логические и методические проблемы деятельностной психологии человека. Онтологические проблемы связаны с разработкой критериев и форм существования предметов психологического изучения (образов, смыслов, внимания, воли и пр.). Такие предметы выделяются в «психологической реальности» с помощью соответствующих психологических понятий. Эти предметы могут входить в онтологию научной психологической концепции, если полагаются существующими в некоторой форме. В деятельностной психологии «психологическая реальность», т.е. психика и сознание людей в целом, полагается «недизъюнктивной». Для непротиворечивого теоретического изучения такой реальности булева логика не пригодна, поскольку разработана для «дизъюнктивного» мышления о мире, представляемого в виде «четкого» множества предметов. В проекте разрабатывается более общая временная нечеткая логика суждений о предметах научного психологического изучения. С помощью этой логики развивается предложенный Л.С.Выготским «метод единиц», позволяющий выделять в «психологической реальности» такие предметы научного изучения («единицы» реальности), которые сохраняют в себе её противоположные и существенные свойства. Этот метод позволяет также строить адекватные предметам изучения биполярные теоретические конструкты («единицы анализа» реальности), такие как «орудие – знак», «предмет – средство», «значение – смысл», «условие – способ» и др. С помощью этих конструктов в проекте разрабатывается психологическая теория инструментальных актов – опосредствованных орудиями или знаками взаимодействий человека с миром.
В соответствии с планом работы на (второй) 2014 год на 80% завершена методическая часть проекта, продолжена разработка логической и начата разработка онтологической проблематики деятельностной психологии человека. Проведенная работа отражена в из шести публикациях, прилагаемых к отчету. В статьях «Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике», «Психологические ресурсы трудовой деятельности человека и подходы к их диагностике», «Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека» сформулирован ряд общенаучных правил определения теоретических понятий, согласно которым следует: а) учитывать лексические (данные в словарях) и философские значения слов, используемых в качестве терминов теории; б) разработка содержания психологических понятий (значений слов) должна проводиться в процессе анализа и описания механизмов возникновения, функционирования и развития соответствующих этим понятиям предметов; в) включаемые в содержание понятий признаки предметов не должны логически противоречить друг другу, приводить к противоречиям в системе этих понятий, а также к конфликту с «чувством языка» у большинства людей, использующих это понятие; г)теоретическая разработка содержания психологических понятий должна быть направлена не только на описание их отношений с другими понятиями теории или на посторенние типологий соответствующих предметов, но также на «операционализацию» понятий, которая включает анализ и описание процедур эмпирической классификации, измерения и оценки отражаемых в понятиях предметов. Описанные правила применены при выяснении отношений между понятиями ««competence»,«компетенция», «компетентность» и «профессионально важное качество» человека. Разработка понятия «психологический ресурс» трудовой деятельности человека осуществлялась с помощью биполярных теоретических конструктов деятельностной психологии, таких как «предмет – средство», «орудие – знак» и «условие – способ». Объединение взаимосвязанных или логически симметричных пар психологических понятий в «биполярные конструкты», является еще одним правилом разработки теории, позволяющей описывать психологические процессы, т.е. переходы соответствующих этим понятиям компонентов деятельности и самого человека из одного состояния в другое. При анализе понятий «competence» и «competency», которые являются центральными в зарубежном «компетентностном подходе» в области образования и управления человеческими ресурсами в организациях, было показано, что русском языке появилось два новых омонима, т.е. два разных по значению слова с одинаковой звуковой оболочкой – «компетенция» и ‘компетенция‘. Это в значительной степени затрудняет разработку теоретических представлений о возможных предметах практической психодиагностики. Для преодоления этих трудностей введено более общее понятие - «профессионально важный компонент деятельности» (ПВКД) человека, под которым понимается любой ее компонент, который необходим или полезен для быстрого профессионального обучения, а также для эффективного осуществления профессиональной деятельности. К таким компонентам деятельности человека относятся не только его «competence», но и профессионально важные качества, некоторые методы диагностики которых также рассмотрены в одной из статей по данному проекту. В статьях «Метод единиц в деятельностной психологии человека», «Единицы, минимальные единицы и «клеточки» психологических систем в деятельностной психологии человека», «Логико- семантический анализ и развитие представлений Л.С. Выготского о единицах и элементах психологических систем» рассмотрены некоторые цели, результаты и способы изучения психологических систем «методом единиц». Этот метод направлен на выделение в системе "единиц", т.е. компонентов, имеющих с системой общие и существенные характеристики, которые могут переходить друг в друга через «моменты их равенства» или единства. Описание диалектических отношений (взаимопереходов) между противоположными характеристиками или сторонами психологических систем, а также описание взаимопереходов разно-уровневых компонентов, например, переходов осознанных действий в неосознаваемые операции и наоборот,позволяет раскрывать механизмы соответствующих этим переходам психологических процессов.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 ноября 2013 г.-31 декабря 2013 г. | Онтология, логика и методы разработки деятельностной психологии человека |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Онтология, логика и методы разработки деятельностной психологии человека |
Результаты этапа: В соответствии с планом работы на (второй) 2014 год на 80% завершена методическая часть проекта, продолжена разработка логической и начата разработка онтологической проблематики деятельностной психологии человека. Проведенная работа отражена в из шести публикациях, прилагаемых к отчету. В статьях «Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике», «Психологические ресурсы трудовой деятельности человека и подходы к их диагностике», «Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» в деятельностной психологии человека» сформулирован ряд общенаучных правил определения теоретических понятий, согласно которым следует: а) учитывать лексические (данные в словарях) и философские значения слов, используемых в качестве терминов теории; б) разработка содержания психологических понятий (значений слов) должна проводиться в процессе анализа и описания механизмов возникновения, функционирования и развития соответствующих этим понятиям предметов; в) включаемые в содержание понятий признаки предметов не должны логически противоречить друг другу, приводить к противоречиям в системе этих понятий, а также к конфликту с «чувством языка» у большинства людей, использующих это понятие; г)теоретическая разработка содержания психологических понятий должна быть направлена не только на описание их отношений с другими понятиями теории или на посторенние типологий соответствующих предметов, но также на «операционализацию» понятий, которая включает анализ и описание процедур эмпирической классификации, измерения и оценки отражаемых в понятиях предметов.Описанные правила применены при выяснении отношений между понятиями ««competence», «компетенция», «компетентность» и «профессионально важное качество» человека. Разработка понятия «психологический ресурс» трудовой деятельности человека осуществлялась с помощью биполярных теоретических конструктов деятельностной психологии, таких как «предмет – средство», «орудие – знак» и «условие – способ». Объединение взаимосвязанных или логически симметричных пар психологических понятий в «биполярные конструкты», является еще одним правилом разработки теории, позволяющей описывать психологические процессы, т.е. переходы соответствующих этим понятиям компонентов деятельности и самого человека из одного состояния в другое. При анализе понятий «competence» и «competency», которые являются центральными в зарубежном «компетентностном подходе» в области образования и управления человеческими ресурсами в организациях, было показано, что русском языке появилось два новых омонима, т.е. два разных по значению слова с одинаковой звуковой оболочкой – «компетенция» и ‘компетенция‘. Это в значительной степени затрудняет разработку теоретических представлений о возможных предметах практической психодиагностики. Для преодоления этих трудностей введено более общее понятие - «профессионально важный компонент деятельности» (ПВКД) человека, под которым понимается любой ее компонент, который необходим или полезен для быстрого профессионального обучения, а также для эффективного осуществления профессиональной деятельности. К таким компонентам деятельности человека относятся не только его «competence», но и профессионально важные качества, некоторые методы диагностики которых также рассмотрены в одной из статей по данному проекту. В статьях «Метод единиц в деятельностной психологии человека», «Единицы, минимальные единицы и «клеточки» психологических систем в деятельностной психологии человека», «Логико- семантический анализ и развитие представлений Л.С. Выготского о единицах и элементах психологических систем» рассмотрены некоторые цели, результаты и способы изучения психологических систем «методом единиц». Этот метод направлен на выделение в системе "единиц", т.е. компонентов, имеющих с системой общие и существенные характеристики, которые могут переходить друг в друга через «моменты их равенства» или единства. Описание диалектических отношений (взаимопереходов) между противоположными характеристиками или сторонами психологических систем, а также описание взаимопереходов разноуровневых компонентов, например, переходов осознанных действий в неосознаваемые операции и наоборот, позволяет раскрывать механизмы соответствующих этим переходам психологических процессов. | ||
3 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Онтология, логика и методы разработки деятельностной психологии человека |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".