![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Проект посвящен широкому спектру тем, связанных с историей межкультурных взаимодействий. Сюда входят самые разнообразные сюжеты, так как везде, где соприкасаются две или более культуры, между ними возникает то или иное взаимодействие. Так как «культура» понимается в широком смысле, то предполагается исследовать взаимодействия между этническими, социальными, конфессиональными, гендерными, поколенческими, политическими, профессиональными, локальными, корпоративными и прочими субкультурами в рамках национальных или региональных культур или же между такими крупными культурами, как христианская и исламская. «Взаимодействие» может включать в себя как конвергенцию, обмен, диалог, трансфер, взаимное познание и описание, так и конфликт, сегрегацию, формирование и бытование предрассудков, образов врага и, наконец, игнорирование.
The project is dedicated to a wide range of topics related to the history of intercultural interactions. This includes the most diverse subjects, since wherever two or more cultures come into contact, one or another interaction arises between them. ince “culture” is interpreted in a broad sense, we intend to study the interactions between ethnic, social, confessional, gender, generational, political, professional, local, corporate and other subcultures within national or regional cultures or between such large cultures as Christian and Islamic. “Interaction” may include convergence, exchange, dialogue, transfer, mutual knowledge and description, as well as conflict, segregation, the formation and existence of prejudices, images of the enemy and, finally, ignoring.
В рамках проекта планируется выявить типы межкультурных связей в различных ареалах культурного взаимодействия - средневековой Италии, скандинавских стран в период раннего Средневековья и контактных зонах взаимодействия ислама и христианства средневековой Европы
На данный момент в результате проделанных исследований, посвященных истории мусульманско-христианских контактов VIII-XIII вв., изучению процессов взаимодействия языческой и христианской культур в раннесредневековом скандинавском обществе, истории культуры средневековой Италии была выявлена специфика межкультурных связей средневековой Западной Европы. В этих работах было показано, что важнейшим фактором, влиявшим на межкультурное общение, была религия, определявшая как содержание, так и направление и формы диалога культур.
В рамках проекта было проведено несколько исследований.Одно из них касалось изучения взаимоотношений между авраамическими религиями - иудаизмом, христианством и исламом. Фокус исследования был смещен с традиционной темы - межрелигиозная полемика (догматические разногласия и споры по поводу содержания веры) на анализ ритуалов и религиозных практик иноверцев во взаимных представлениях . В других работах акцент был сделан на исследовании формирования в эпоху классического Средневековья различных направлений культурных взаимодействий – таких, как экономические, политические и религиозные связи, а также на изучении «акторов» культурных взаимодействий – таких, как миссионеры, торговцы, воины и пр. Результаты исследований отражены в ряде статей, подготовленных сотрудниками для альманахов «Антропология культуры», "Одиссей. Человек в истории" и др., а также в ряде монографий (Д.В. Вальков 2015; Д.В. Валков 2018; С.И, Лучицкая 2019)
ИМК МГУ | Соисполнитель |
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В рамках проекта рассматривались несколько весьма разноплановых сюжета: 1) христианско-мусульманские контакты в VIII-XIII вв. (отв. д.и.н. С.И.Лучицкая); 2) Лигурия в системе культурных и исторических связях в Средние века (отв. к.и.н. Д.В. Вальков); 3) взаимодействие архаической и христианской культур в картине мира средневековой Скандинавии (отв. к.и.н. А.В. Бусыгин); 4) Культ святых в Древней Руси и Центральной Европы (отв. М.Ю. Парамонова). В фокусе внимания в этом году были межкультурные взаимодействия в Средние века. Акцент был сделан на исследовании формирования в эпоху классического Средневековья различных направлений культурных взаимодействий – таких, как экономические, политические и религиозные связи, а также на изучении «акторов» культурных взаимодействий – таких, как миссионеры, торговцы, воины и пр. В качестве важнейшего фактора, влияющего на особенности межкультурного общения, рассматривалась религия, определяющая как содержание, так и основные направления и формы диалога культур. Результаты исследований отражены в ряде статей, подготовленных сотрудниками для альманахa «Антропология культуры» (вып.5, две статьи объемом в 1,8 а.л.), журналов «Аристей. Вестник классической филологии и античной истории» (одна статья, объем – 1 а.л.), «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (одна статья, объем – 1 а.л.), сборников “Sub specie historiae culturalis” (две статьи общим объемом в 4,5 л.), «Многоликая повседневность» (одна статья объемом в 1,5 а.л.). В течение года сотрудники участвовали в работе семинара «Живой камень: от минералогии к мифопоэтике», «Историческая антропология», во всероссийских (сентябрь 2014 г. «Семиотика - психология - культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия (в честь 85-летия академика РАН Вяч. Вс. Иванова ) и международных (сентябрь 2014 г., Cтерлинг, “Heritages of the Middle Ages”) конференциях, редколлегиях альманахов «Культурная антропология» и «Одиссей. Человек в истории», журнала «Вопросы эпиграфики». | ||
2 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Исследование истории межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В 2016 году была продолжена работа по исследованию межкультурных связей в Средние века, в частности в рамках проекта по изучению взаимоотношений между авраамическими религиями - иудаизмом, христианством и исламом. В предыдущие годы в изучении контактов между этими религиями главный интерес вызывала межрелигиозная полемика - догматические разногласия и споры по поводу содержания веры, а основными источниками были теологические трактаты. В отчетном году акцент был перенесен на анализ ритуалов и религиозных практик иноверцев во взаимных представлениях. Исследованию этой проблемы была посвящена проведенная в 2016 г. конференция и изданный по ее материалам сборник "Ритуалы и религиозные практики иноверцев во взаимных представлениях (Москва, 2016. 231 стр. Отв. ред. С.И. Лучицкая), в котором мы стремились проанализировать,как историк, поэты и художники - мусульманские, еврейские или христианские - описывают, интерпретируют и изображают обычаи своих религиозных оппонентов и как эволюционируют созданные ими представления о "чужих" религиозных практиках. Особое внимание мы уделяли ареалам культурного взаимодействия, где сама практика повседневной жизни определяла степень интенсивности межрелигиозных контактов. Именно такие контактные зоны, в которых взаимодействовали ислам и христианство (Испания, Палестина, южная Италия) - были в центре нашего внимания. В сборнике опубликованы статьи С.И. Лучицкой " 'Три кольца'. Ритуалы и религиозные практики иноверцев: взгляды с разных сторон" и М.Ю. Парамоновой "Греческие монахи в южной Италии в Х в.: возможности и пределы адаптации". А.В. Бусыгин выступил в качестве рецензента сборника. Кроме того сотрудники отдела продолжили работу по конкретной тематике своих исследований: Д.В. Вальков занимался изучением культурных связей в Италии, опубликовав статью "Закладная плита Барджелло в контексте флорентийского Предренессанса" (в сборнике "Диалог с камнем: от природы к культуре". М., 2016) и др. исследования, А.В. Бусыгин выступил с докладом "Лестовка" на Ломоносовских чтениях 18-27 апреля 2016 г. и готовит текст к публикации. Сотрудники отдела выступали на всероссийских и зарубежных конференциях: в апреле с.г. С.И.Лучицкая сделала доклад "Vitae Machometi" на Гаспаровских чтениях, Д.В. Вальков на Лотмановских чтениях в Таллинне (доклад "Автор и авторство в эпиграфике итальянского Ренессанс). | ||
3 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В отчетный период С.И. Лучицкая завершила работу над монографией "Ислам глазами средневековых христиан" (30 п.л.), которая предположительно выйдет в свет в 2018 г. В текущем году вышел новый выпуск альманаха "Одиссей. Человек в истории, Ритуалы и религиозные практики иноверце во взаимных представлениях" (М., 2017. ISSN 1607-6184; ISBN 978-5-91241-190-5). Все сотрудники отдела участвовали в организации и проведении Ломоносовских чтений и 24 апреля 2017 г. выступили с докладами по тематике своих исследований: А.В. Бусыгин прочитал доклад на тему "От языческого к христианскому погребению в средневековой Норвегии", Д.В. Вальков - доклад "Фонтана Маджоре Перуджи: визуальный нарратив идеологии коммуны", М.Ю. Парамонова сделала сообщение по теме «Взаимоотношения греко-византийской и латинской церквей в Южной Италии Х в.: возможности и пределы адаптации». 31 мая этого года была проведена конференция на тему "Святой и общество: конструирование святости в агиографии и социальной памяти". В организации мероприятия приняли участие С.И. Лучицкая и М.Ю. Парамонова, которая прочитала доклад на тему "Культ св. Вацлава в контексте почитания династических святых Х-XII вв." По материалам конференции готовится сборник, планируется его публикация в следующем году. | ||
4 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В отчетный период Отдел культуры и науки средневековой современной Европы осуществлял задачи научного проекта "Межкультурные связи в Средние века и Новое время" по нескольким направлениям: 1.C.И. Лучицкая продолжила исследования по истории христианских представлений о исламе. В 2018 г. акцент был перенесен на изучение представлений латинской Европы о пророке Мухаммаде. По теме «″Легенда о Магомете‶: средневековые образы ислама» (исследование было поддержано РФФИ) опубликованы три статьи: 1.«Магомет и средневековая апокалиптика: демонические образы пророка ислама в средневековой Европе» в журнале In Umbra. Демонология как семиотическая система (том 7, с. 107-124»); 2. «Естество подлинного обмана…»: Изображение пророка ислама в религиозном памфлете конца XVII в» в журнале Казус. Индивидуальное и уникальное в истории (том 13, с. 257-276) и 3. «"Печать пророков": образ Mухаммада в Сorpus Toledanum» в журнале Вестник РГГУ. Серия“История. Филология. Культурология. Востоковедение“ (№ 36/3, с. 263-284). По этой же теме С.И. Лучицкая прочитала доклад «О некоторых принципах изображения пророка ислама в средневековой иконографии» (Пленарный) на конференции «Демонология как семиотическая система" (РГГУ, Москва, Россия, 24-26 мая 2018). II.Д.В. Вальков обратился к изучению итальянской традиции VIII-XV вв., а также латинских памятников русской эпиграфики XVIII в., одновременно осуществляя большую редакторскую и организационную работу в журнале «Вопросы эпиграфики». По материалам своих изысканий Д.В. Вальков опубликовал статью «Источник, колодец, фонтан (заметки к средневековому итальянскому материалу)» в журнале Вопросы эпиграфики (Т. 10, с. 389-414). Результатом его исследований латинских памятников русской эпиграфики явилась книга «Эпитафия Иоганна Юнгшульца в церкви Св. Марии бывшего доминиканского монастыря Эльблонга», опубликованная в текущем году в издательстве «Книжный дом университет» (110 с.). 3.А.В. Бусыгин изучал феномен проповеди, институт клятв и присяги в памятниках скандинавского права. По этой тематике им готовится статья и ряд других публикаций. III.Все сотрудники отдела в текущем году участвовали в Ломоносовских чтениях (секции Института мировой культуры) – они внесли свой вклад в организацию конференции, а также выступили с научными докладами . Секция заседала дважды – 25 апреля и 14 июня. (http://otipl.philol.msu.ru/~imk/wp-content/uploads/2018/04/lomonosov-20181.pdf). Д.В. Вальков прочитал доклад на тему «Эпитафия Иоганна Юнгшульца в церкви Св. Марии бывшего доминиканского монастыря Эльблонга». А.В. Бусыгин посвятил свой доклад сюжету «Проповедь и присяга в норвежском христианском праве XI-XII вв.», тема выступления С.И. Лучицкой - «Жизнеописание Мухаммада в религиозном памфлете к. XVII в.».. | ||
5 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В 2019 г. сотрудники отдела культуры и науки средневековой и современной Европы исследовали широкий спектр тем, связанных с историей межкультурных взаимодействий, в частности, между этническими, социальными, конфессиональными, гендерными, поколенческими, политическими, профессиональными, локальными, корпоративными и прочими субкультурами в рамках национальных или региональных культур, а также между такими крупными культурами, как христианская и исламская. «Взаимодействие», стоящее в центре внимания исследовательского проекта, может включать в себя как конвергенцию, обмен, диалог, трансфер, взаимное познание и описание, так и конфликт, сегрегацию, формирование и бытование предрассудков, образов врага и, наконец, игнорирование. В отчетный период запланированные в рамках проекта "История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время" исследования были успешно осуществлены. По теме проекта были опубликована одна монография, три статьи в рецензируемых научных отечественных и международных журналах; также прочитаны девять докладов, из них три — на Ломоносовских чтениях МГУ. | ||
6 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время |
Результаты этапа: В 2020 г. одним из главных направлений научной работы в рамках НИР было изучение взаимоотношений между христианством и исламом. Этой теме был посвящен доклад С.И. Лучицкой «Образ пророка ислама в иконографической программе фресок Кампо Санто ди Пиза» на Ломоносовских чтениях 2020 г. в ИМК МГУ. В течение долгого времени иконографическую программу входящей в цикл росписей Кампо Санто в Пизе фрески «Ад» трактовали как прямое отражение политических событий в городе, связанных с борьбой империи и папства в начале XIV в. Изображенный рядом с фигурой в тюрбане (Мухаммад, Аверроэс?) загадочный персонаж до сих пор отождествлялся исследователями с антипапой Николаем V, который в своей пропаганде вдохновлялся идеями сторонников Аверроэса. Однако, по мнению докладчика, более вероятно, что в этой фреске мы имеем дело с изображением Мухаммада и еретика Николая, который, как считали западные христиане, вдохновил пророка ислама на создание нового учения. Интерес к этому вымышленному персонажу существенно возрос на латинском Западе в XIII—XIV вв., о чем, в частности, свидетельствует найденная в монастыре св. Екатерины рукопись текста, посвященная описанию жизни и деятельности «учителя» Мухаммада. Теме памяти о крестовых походах в европейской культуре последующих столетий посвящена статья С.И. Лучицкой в сборнике статей памяти Е.А. Гуревич («Вестник РГГУ», 2020). В статье рассмотрена старофранцузская историческая поэма «Le Pas Saladin», сюжет которой взят из времен Третьего крестового похода. С.И. Лучицкая прослеживает, как реальные факты битвы при Яффе (1192) намеренно искажаются и перетолковываются рассказчиком. По мнению автора статьи, процесс переосмысления знаменитой битвы мог быть связан с поиском Европой своей политической и национальной идентичности. Образу самого прославленного в Европе мусульманина — благородного воина Саладина было посвящено выступление С.И. Лучицкой на радио «Говорит Москва». Средневековых хронистов восхищали его рыцарское поведение и воинские доблести. Данте поместил его в компанию добродетельных язычников — неподалеку от Сократа, Платона, Эвклида, а также исламских философов Авиценны и Аверроэса. Для Бокаччо Саладин становится образцом не только рыцарственности, но и религиозной терпимости. В XIX веке фигура мусульманского полководца привлекает внимание Вальтера Скотта, который сочувственно изображает его в романе «Талисман». Интересно, что мусульманский Восток вновь открыл его только в XIX веке, когда арабоязычные христиане перевели западные источники по Крестовым походам. Именно тогда Саладин становится необычайно популярным в арабском мире. Многие мусульманские полководцы желали стать «вторым Саладином» и повторить его подвиги, и среди них — Саддам Хусейн. Направление исследований, рассматривающее взаимодействие архаических и христианских элементов в культуре раннесредневековой Скандинавии, было продолжено А.В. Бусыгиным, подготовившим комментированный научный перевод 60 скальдических строф для издания исландской «Саги о Кнютлингах» (изд-во О. Абышко, 2020). В статье Д.В. Валькова предложена новая интерпретация надписей пизанского Дуомо, вписываемых исследователем в анализ идеологии североитальянских городских коммун XIII—XV вв. В другой своей статье Д.В. Вальков изучил декоративную программу Фонтана Маджоре в Перудже (XIII в.). Визуальный нарратив памятника отмечает основные политико-идеологические ориентиры прогвельфской коммуны, основные черты таксиса ее власти, а также ключевые элементы образа города в целом. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | ritus_.jpg | ritus_.jpg | 377,3 КБ | 20 декабря 2016 [luchitskkaya@] | |
2. | rtius.pdf | rtius.pdf | 192,6 КБ | 20 декабря 2016 [luchitskkaya@] | |
3. | Moralized_Bible.pdf | Moralized_Bible.pdf | 1,2 МБ | 21 декабря 2016 [luchitskkaya@] |