Исследования культуры и науки средневековой и современной ЕвропыНИР

Studies in culture and science of medieval and modern Europe

Соисполнители НИР

ИМК МГУ Соисполнитель

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В рамках проекта рассматривались несколько весьма разноплановых сюжета: 1) христианско-мусульманские контакты в VIII-XIII вв. (отв. д.и.н. С.И.Лучицкая); 2) Лигурия в системе культурных и исторических связях в Средние века (отв. к.и.н. Д.В. Вальков); 3) взаимодействие архаической и христианской культур в картине мира средневековой Скандинавии (отв. к.и.н. А.В. Бусыгин); 4) Культ святых в Древней Руси и Центральной Европы (отв. М.Ю. Парамонова). В фокусе внимания в этом году были межкультурные взаимодействия в Средние века. Акцент был сделан на исследовании формирования в эпоху классического Средневековья различных направлений культурных взаимодействий – таких, как экономические, политические и религиозные связи, а также на изучении «акторов» культурных взаимодействий – таких, как миссионеры, торговцы, воины и пр. В качестве важнейшего фактора, влияющего на особенности межкультурного общения, рассматривалась религия, определяющая как содержание, так и основные направления и формы диалога культур. Результаты исследований отражены в ряде статей, подготовленных сотрудниками для альманахa «Антропология культуры» (вып.5, две статьи объемом в 1,8 а.л.), журналов «Аристей. Вестник классической филологии и античной истории» (одна статья, объем – 1 а.л.), «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (одна статья, объем – 1 а.л.), сборников “Sub specie historiae culturalis” (две статьи общим объемом в 4,5 л.), «Многоликая повседневность» (одна статья объемом в 1,5 а.л.). В течение года сотрудники участвовали в работе семинара «Живой камень: от минералогии к мифопоэтике», «Историческая антропология», во всероссийских (сентябрь 2014 г. «Семиотика - психология - культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия (в честь 85-летия академика РАН Вяч. Вс. Иванова ) и международных (сентябрь 2014 г., Cтерлинг, “Heritages of the Middle Ages”) конференциях, редколлегиях альманахов «Культурная антропология» и «Одиссей. Человек в истории», журнала «Вопросы эпиграфики».
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Исследование истории межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В 2016 году была продолжена работа по исследованию межкультурных связей в Средние века, в частности в рамках проекта по изучению взаимоотношений между авраамическими религиями - иудаизмом, христианством и исламом. В предыдущие годы в изучении контактов между этими религиями главный интерес вызывала межрелигиозная полемика - догматические разногласия и споры по поводу содержания веры, а основными источниками были теологические трактаты. В отчетном году акцент был перенесен на анализ ритуалов и религиозных практик иноверцев во взаимных представлениях. Исследованию этой проблемы была посвящена проведенная в 2016 г. конференция и изданный по ее материалам сборник "Ритуалы и религиозные практики иноверцев во взаимных представлениях (Москва, 2016. 231 стр. Отв. ред. С.И. Лучицкая), в котором мы стремились проанализировать,как историк, поэты и художники - мусульманские, еврейские или христианские - описывают, интерпретируют и изображают обычаи своих религиозных оппонентов и как эволюционируют созданные ими представления о "чужих" религиозных практиках. Особое внимание мы уделяли ареалам культурного взаимодействия, где сама практика повседневной жизни определяла степень интенсивности межрелигиозных контактов. Именно такие контактные зоны, в которых взаимодействовали ислам и христианство (Испания, Палестина, южная Италия) - были в центре нашего внимания. В сборнике опубликованы статьи С.И. Лучицкой " 'Три кольца'. Ритуалы и религиозные практики иноверцев: взгляды с разных сторон" и М.Ю. Парамоновой "Греческие монахи в южной Италии в Х в.: возможности и пределы адаптации". А.В. Бусыгин выступил в качестве рецензента сборника. Кроме того сотрудники отдела продолжили работу по конкретной тематике своих исследований: Д.В. Вальков занимался изучением культурных связей в Италии, опубликовав статью "Закладная плита Барджелло в контексте флорентийского Предренессанса" (в сборнике "Диалог с камнем: от природы к культуре". М., 2016) и др. исследования, А.В. Бусыгин выступил с докладом "Лестовка" на Ломоносовских чтениях 18-27 апреля 2016 г. и готовит текст к публикации. Сотрудники отдела выступали на всероссийских и зарубежных конференциях: в апреле с.г. С.И.Лучицкая сделала доклад "Vitae Machometi" на Гаспаровских чтениях, Д.В. Вальков на Лотмановских чтениях в Таллинне (доклад "Автор и авторство в эпиграфике итальянского Ренессанс).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В отчетный период С.И. Лучицкая завершила работу над монографией "Ислам глазами средневековых христиан" (30 п.л.), которая предположительно выйдет в свет в 2018 г. В текущем году вышел новый выпуск альманаха "Одиссей. Человек в истории, Ритуалы и религиозные практики иноверце во взаимных представлениях" (М., 2017. ISSN 1607-6184; ISBN 978-5-91241-190-5). Все сотрудники отдела участвовали в организации и проведении Ломоносовских чтений и 24 апреля 2017 г. выступили с докладами по тематике своих исследований: А.В. Бусыгин прочитал доклад на тему "От языческого к христианскому погребению в средневековой Норвегии", Д.В. Вальков - доклад "Фонтана Маджоре Перуджи: визуальный нарратив идеологии коммуны", М.Ю. Парамонова сделала сообщение по теме «Взаимоотношения греко-византийской и латинской церквей в Южной Италии Х в.: возможности и пределы адаптации». 31 мая этого года была проведена конференция на тему "Святой и общество: конструирование святости в агиографии и социальной памяти". В организации мероприятия приняли участие С.И. Лучицкая и М.Ю. Парамонова, которая прочитала доклад на тему "Культ св. Вацлава в контексте почитания династических святых Х-XII вв." По материалам конференции готовится сборник, планируется его публикация в следующем году.
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В отчетный период Отдел культуры и науки средневековой современной Европы осуществлял задачи научного проекта "Межкультурные связи в Средние века и Новое время" по нескольким направлениям: 1.C.И. Лучицкая продолжила исследования по истории христианских представлений о исламе. В 2018 г. акцент был перенесен на изучение представлений латинской Европы о пророке Мухаммаде. По теме «″Легенда о Магомете‶: средневековые образы ислама» (исследование было поддержано РФФИ) опубликованы три статьи: 1.«Магомет и средневековая апокалиптика: демонические образы пророка ислама в средневековой Европе» в журнале In Umbra. Демонология как семиотическая система (том 7, с. 107-124»); 2. «Естество подлинного обмана…»: Изображение пророка ислама в религиозном памфлете конца XVII в» в журнале Казус. Индивидуальное и уникальное в истории (том 13, с. 257-276) и 3. «"Печать пророков": образ Mухаммада в Сorpus Toledanum» в журнале Вестник РГГУ. Серия“История. Филология. Культурология. Востоковедение“ (№ 36/3, с. 263-284). По этой же теме С.И. Лучицкая прочитала доклад «О некоторых принципах изображения пророка ислама в средневековой иконографии» (Пленарный) на конференции «Демонология как семиотическая система" (РГГУ, Москва, Россия, 24-26 мая 2018). II.Д.В. Вальков обратился к изучению итальянской традиции VIII-XV вв., а также латинских памятников русской эпиграфики XVIII в., одновременно осуществляя большую редакторскую и организационную работу в журнале «Вопросы эпиграфики». По материалам своих изысканий Д.В. Вальков опубликовал статью «Источник, колодец, фонтан (заметки к средневековому итальянскому материалу)» в журнале Вопросы эпиграфики (Т. 10, с. 389-414). Результатом его исследований латинских памятников русской эпиграфики явилась книга «Эпитафия Иоганна Юнгшульца в церкви Св. Марии бывшего доминиканского монастыря Эльблонга», опубликованная в текущем году в издательстве «Книжный дом университет» (110 с.). 3.А.В. Бусыгин изучал феномен проповеди, институт клятв и присяги в памятниках скандинавского права. По этой тематике им готовится статья и ряд других публикаций. III.Все сотрудники отдела в текущем году участвовали в Ломоносовских чтениях (секции Института мировой культуры) – они внесли свой вклад в организацию конференции, а также выступили с научными докладами . Секция заседала дважды – 25 апреля и 14 июня. (http://otipl.philol.msu.ru/~imk/wp-content/uploads/2018/04/lomonosov-20181.pdf). Д.В. Вальков прочитал доклад на тему «Эпитафия Иоганна Юнгшульца в церкви Св. Марии бывшего доминиканского монастыря Эльблонга». А.В. Бусыгин посвятил свой доклад сюжету «Проповедь и присяга в норвежском христианском праве XI-XII вв.», тема выступления С.И. Лучицкой - «Жизнеописание Мухаммада в религиозном памфлете к. XVII в.»..
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В 2019 г. сотрудники отдела культуры и науки средневековой и современной Европы исследовали широкий спектр тем, связанных с историей межкультурных взаимодействий, в частности, между этническими, социальными, конфессиональными, гендерными, поколенческими, политическими, профессиональными, локальными, корпоративными и прочими субкультурами в рамках национальных или региональных культур, а также между такими крупными культурами, как христианская и исламская. «Взаимодействие», стоящее в центре внимания исследовательского проекта, может включать в себя как конвергенцию, обмен, диалог, трансфер, взаимное познание и описание, так и конфликт, сегрегацию, формирование и бытование предрассудков, образов врага и, наконец, игнорирование. В отчетный период запланированные в рамках проекта "История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время" исследования были успешно осуществлены. По теме проекта были опубликована одна монография, три статьи в рецензируемых научных отечественных и международных журналах; также прочитаны девять докладов, из них три — на Ломоносовских чтениях МГУ.
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. История межкультурных взаимодействий в Средние века и Новое время
Результаты этапа: В 2020 г. одним из главных направлений научной работы в рамках НИР было изучение взаимоотношений между христианством и исламом. Этой теме был посвящен доклад С.И. Лучицкой «Образ пророка ислама в иконографической программе фресок Кампо Санто ди Пиза» на Ломоносовских чтениях 2020 г. в ИМК МГУ. В течение долгого времени иконографическую программу входящей в цикл росписей Кампо Санто в Пизе фрески «Ад» трактовали как прямое отражение политических событий в городе, связанных с борьбой империи и папства в начале XIV в. Изображенный рядом с фигурой в тюрбане (Мухаммад, Аверроэс?) загадочный персонаж до сих пор отождествлялся исследователями с антипапой Николаем V, который в своей пропаганде вдохновлялся идеями сторонников Аверроэса. Однако, по мнению докладчика, более вероятно, что в этой фреске мы имеем дело с изображением Мухаммада и еретика Николая, который, как считали западные христиане, вдохновил пророка ислама на создание нового учения. Интерес к этому вымышленному персонажу существенно возрос на латинском Западе в XIII—XIV вв., о чем, в частности, свидетельствует найденная в монастыре св. Екатерины рукопись текста, посвященная описанию жизни и деятельности «учителя» Мухаммада. Теме памяти о крестовых походах в европейской культуре последующих столетий посвящена статья С.И. Лучицкой в сборнике статей памяти Е.А. Гуревич («Вестник РГГУ», 2020). В статье рассмотрена старофранцузская историческая поэма «Le Pas Saladin», сюжет которой взят из времен Третьего крестового похода. С.И. Лучицкая прослеживает, как реальные факты битвы при Яффе (1192) намеренно искажаются и перетолковываются рассказчиком. По мнению автора статьи, процесс переосмысления знаменитой битвы мог быть связан с поиском Европой своей политической и национальной идентичности. Образу самого прославленного в Европе мусульманина — благородного воина Саладина было посвящено выступление С.И. Лучицкой на радио «Говорит Москва». Средневековых хронистов восхищали его рыцарское поведение и воинские доблести. Данте поместил его в компанию добродетельных язычников — неподалеку от Сократа, Платона, Эвклида, а также исламских философов Авиценны и Аверроэса. Для Бокаччо Саладин становится образцом не только рыцарственности, но и религиозной терпимости. В XIX веке фигура мусульманского полководца привлекает внимание Вальтера Скотта, который сочувственно изображает его в романе «Талисман». Интересно, что мусульманский Восток вновь открыл его только в XIX веке, когда арабоязычные христиане перевели западные источники по Крестовым походам. Именно тогда Саладин становится необычайно популярным в арабском мире. Многие мусульманские полководцы желали стать «вторым Саладином» и повторить его подвиги, и среди них — Саддам Хусейн. Направление исследований, рассматривающее взаимодействие архаических и христианских элементов в культуре раннесредневековой Скандинавии, было продолжено А.В. Бусыгиным, подготовившим комментированный научный перевод 60 скальдических строф для издания исландской «Саги о Кнютлингах» (изд-во О. Абышко, 2020). В статье Д.В. Валькова предложена новая интерпретация надписей пизанского Дуомо, вписываемых исследователем в анализ идеологии североитальянских городских коммун XIII—XV вв. В другой своей статье Д.В. Вальков изучил декоративную программу Фонтана Маджоре в Перудже (XIII в.). Визуальный нарратив памятника отмечает основные политико-идеологические ориентиры прогвельфской коммуны, основные черты таксиса ее власти, а также ключевые элементы образа города в целом.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. ritus_.jpg ritus_.jpg 377,3 КБ 20 декабря 2016 [luchitskkaya@]
2. rtius.pdf rtius.pdf 192,6 КБ 20 декабря 2016 [luchitskkaya@]
3. Moralized_Bible.pdf Moralized_Bible.pdf 1,2 МБ 21 декабря 2016 [luchitskkaya@]