ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Конечной целью проекта является выявление основные принципов организации психофизиологических механизмов, реализующих адаптивное и дезадаптивное поведение человека. Исследование психофизиологических механизмов, отражающих роль и механизмы действия обратных связей в процессе формирования адаптивных или дезадаптивных типов поведения, является актуальной задачей современной психологии и превентивной медицины. Основной задачей проекта является экспериментальное изучение психофизиологических механизмов и структур мозга, участвующих в процессе формирования отдельных аспектов адаптивного и дезадаптивного поведения. Для решения этой задачи предполагается проводить сравнительный комплексный анализ динамических изменений ряда психологических и поведенческих характеристик, параметров биоэлектрической активности мозга и показателей периферической НС, регистрируемых в процессе формирования адаптивного и коррекции дезадаптивного поведения с помощью метода биоуправления (БУ). Теоретическим результатом анализа является выявление и формулировка основных принципов организации и дезорганизации психофизиологических механизмов, реализующих адаптивное и дезадаптивное поведение. В практическом плане, реализация проекта позволит разработать новые методы коррекции функциональных расстройств различного генеза и методы формирования профессионально важных и социально значимых качеств человека.
В отчетном 2014г. были проведены серии экспериментальных исследований на двух выборках испытуемых с адаптивным и дезадаптивным типами поведения. В группе с адаптивным типом поведения (далее группа А), которую представляли спортсмены (10чел) и сотрудники службы МЧС России (30 чел), были проведены диагностические процедуры и формирующие тренинги с использованием биоуправления (БУ) по развитию генерализованных профессионально важных качеств (ПВК). У спортсменов формировались и развивались отдельные параметры произвольного внимания (устойчивость, избирательность, сфокусированность), скорость принятия решений в специфических игровых ситуациях, антиципация. Группа сотрудников МЧС проходила серию тренингов по повышению стрессоустойчивости и формированию навыка произвольной релаксации. Аналогичные диагностические и тренинговые процедуры с использованием БУ были проведены с группой дезадаптивного типа поведения (группа Д). В данную группу вошли испытуемые с грубым нарушением аттенционной функции (СДВГ – 5 чел.), а также испытуемые со сниженной стрессоустойчивостью и наличием выраженных нарушений стрессового генеза (страхи, фобии, психологические травмы – 10чел. ). Для группы Д были разработаны специальные тренинги с учетом их индивидуальных особенностей и специфики нарушения. В процессе прохождения формирующих и коррекционных процедур, проводилась регистрация комплекса физиологических (ЭКГ, ФПГ, КГР, ЭМГ), психофизиологических параметров электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и когнитивных вызванных потенциалов (КВП), показателей когнитивных и психомоторных способностей, а также индивидуально личностных характеристик испытуемых обеих групп. Результаты исследований по использованию БУ для развития отдельных ПВК и коррекции эмоционально-мотивационных, когнитивных и исполнительных компонентовповедения индивидов с адаптивным и дезадаптивным типами, показали высокую эффективность данного метода. Установлено, что овладение навыком произвольной регуляции отдельных ритмических диапазонов ЭЭГ, приводит к значительному улучшению показателей концентрации, распределения, продуктивности и устойчивости внимания, скорости переработки информации и улучшению когнитивных функций. Наиболее выражены изменения в когнитивной сфере у индивидов группы Д (СДВГ). Их результаты приближаются к средним показателям популяционной нормы. Обучение саморегуляции по показателям вегетативной НС приводят к значительному повышению стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, повышению контроля импульсивности - у испытуемых группы А, и значительным изменением показателей эмоционально-мотивационной сферы у испытуемых группы Д. На психологическом уровне эти изменения отражаются на снижении показателей тестов тревожности, эмоциональной нестабильности и значительной редукции патологических реакций. Изменения психологических и субъективных характеристик эмоционально-мотивационной и когнитивной сферы сопровождается значительными устойчивыми изменениями параметров ЭЭГ, индексов соотношений основных ритмов мозга и амплитудно-временными параметрами КВП. В ходе тренингов меняется также интегральный характер взаимоотношений между отдельными структурами мозга, что отражается на качестве и количестве кросс-корреляционных взаимосвязей между различными областями мозга в управляемых диапазонах спектра ЭЭГ. Наблюдаемые изменения параметров ЭЭГ, наряду с изменениями показателей вегетативной НС могут интерпретироваться как отражение процессов формирования новой более совершенной генерализованной функциональной системы (ГФС), обеспечивающей психофизиологические процессы адаптации к моделируемым экспериментальным и реальным жизненным ситуациям. Таким образом, процесс тренинга с регуляцией параметров центральной и периферической НС с помощью обратных связей является своебразным триггером, включающим механизмы саморегуляции ГФС, обеспечивающий наиболее оптимальное состояние для реализации поведения человека в той или иной конкретной ситуации. Наблюдаемые изменения поведения на психологическом и поведенческом уровне, свидетельствуют о переносе адаптивных навыков, сформированных в тренинга с БУ, в реальные условия жизни.
факультет психологии МГУ | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2013 г.-31 декабря 2014 г. | Роль и механизмы действия обратных связей в процессе формирования адаптивных и дезадаптивных типов поведения |
Результаты этапа: дезадаптивным типами поведения. В группе с адаптивным типом поведения, которую представляли спортсмены (10чел) и сотрудники службы МЧС России (30 чел), были проведены диагностические процедуры и формирующие тренинги с использованием биоуправления (БУ) по развитию генерализованных профессионально важных качеств. У спортсменов формировались и развивались отдельные параметры произвольного внимания (устойчивость, избирательность, сфокусированность), скорость принятия решений, антиципация. Группа сотрудников МЧС проходила серию тренингов по повышению стрессоустойчивости и формированию навыка произвольной релаксации. Диагностические и тренинговые процедуры с использованием БУ были проведены с группой дезадаптивного типа поведения. В данную группу вошли испытуемые с грубым нарушением аттенционной функции (СДВГ – 5 чел.), а также испытуемые со сниженной стрессоустойчивостью и наличием выраженных нарушений стрессового генеза (страхи, фобии, психологические травмы – Результаты исследований по использованию БУ для развития отдельных ПВК и коррекции эмоционально-мотивационных, когнитивных и исполнительных компонентов в обследованных группах, показали высокую эффективность данного метода. Установлено, что овладение навыками произвольной регуляции отдельных параметров центральной и вегетативной НС приводит к значительному изменению характеристик эмоционально-мотивационной, когнитивной и поведенческой сферы индивидов с исследуемыми типами поведения. Эти изменения сопровождаются значительными модификациями параметров ЭЭГ, индексов соотношений основных ритмов мозга и амплитудно-временными параметрами КВП. В ходе тренингов меняется интегральный характер взаимоотношений между отдельными структурами мозга, что отражается на качестве и количестве кросс-корреляционных взаимосвязей между различными областями мозга. Наблюдаемые изменения параметров ЭЭГ, наряду с изменениями показателей вегетативной НС интерпретируются как отражение процессов формирования новой более совершенной генерализованной функциональной системы (ГФС), обеспечивающей психофизиологические процессы адаптации к моделируемым экспериментальным и реальным жизненным ситуациям. По результатам исследований, проведенных в рамках проекта: подготовлены две статьи (одна опубликована, одна принята в печать), сделаны три доклада, проведены два мастер- класса. Заявленный в проекте план работ на 2014г. выполнен полностью. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".