Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознанияНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. 2. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа: В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования. Группой А.Г. Асмолова разрабатывались проблемы методологии психологии личности и общей психологии, им проведен методологический анализ ряда современных направлений в развитии культурно-деятельностной психологии. Работа проводилась по следующим исследовательским линиям: анализ кризиса культурно-деятельностной психологии; обоснование гипотезы взаимопомощи как фактора симбиотической эволюции; критика парадигмы гомеостаза как принципа интерпретации развития сложных эволюционирующих систем. Е.Ю. Патяевой проанализированы три парадигмы научного анализа мотивации человека: дуалистическая, потребностная и культурно-историческая. Разработаны концептуальная модель социокультурного мотивирования и модель мотивационного диалога как ядра процесса самоопределения. Группой В.А. Иванникова особое внимание уделено анализу теоретических проблем волевой саморегуляции личности. В эмпирических исследованиях изучались особенности развития волевой сферы дошкольников, младших школьников и студентов. Проведен мониторинг самооценок уровня развития волевых качеств студентов разных курсов и разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, выявивший закономерные изменения в оценках ряда волевых качеств личности. Также были выявлены различия в структуре волевых качеств детей в возрасте до 10 лет по сравнению со старшими детьми и взрослыми. Группой А.Н.Гусева с помощью технологий виртуальной реальности разработана новая методика и проведено экспериментальное исследование влияния операциональной, целевой и смысловой установок и эффектов их взаимодействия на время зрительного поиска при восприятии инвертированной зрительной сцены. Закончено экспериментальное исследование влияния черт характера и особенностей темперамента личности на интонационные параметры речи в разных ситуациях общения. Группой п В.С. Собкина выполнено исследование личностных особенностей современных студентов-актеров. Рассмотрена динамика личностных характеристик в течение первого года обучения, проанализированы различия между успешными и неуспешными студентами, сопоставлены результаты структурного анализа личностных характеристик студентов в начале и конце первого года обучения. Ф.Е. Василюк провел историко-методологический анализ категории «преживание». Выявлены четыре фазы развития категории переживания в психологии. Описана трехтактная методологическая схема введения категории переживания в общепсихологическую теорию С.Л. Рубинштейна. Предложена классификация разновидностей процесса духовного совладания (spiritual coping). Группой Е.Е. Насиновской изучены процессы восприятия и понимания художественных произведений, в частности поэтического творчества. Показана связь индивидуальных особенностей восприятия поэтической формы с когнитивно-стилевыми особенностями личности. Описаны функции изобразительного искусства в жанре автопортрета, прослежена роль автопортрета в становлении идентичности личности. Начата теоретическая разработка проблемы поэтического мышления, механизмом которого является интуитивное постижение личностных смыслов. Группой С.В. Кривцовой подготовлен аналитический обзор данных о становлении эмоциональности и социальных компетенций ребенка дошкольного возраста. Составлен компендиум социальных и эмоционально-личностных компетенций для детей 5-7 лет. Проведено теоретическое исследование проблемы возникновения в индивидуальном опыте ребенка персональных экзистенциальных мотиваций, особенностях их проживания в первое семилетие жизни и порядке возникновения. Проведено сравнение концепции четырех видов самости младенца Д. Стерна и концепции четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле. Выделены сенситивные моменты, в которые феноменологическая открытость фокусируется на тех или иных темах. Группой А.М. Айламазьян разрабатывались методологические основания изучения культурно-исторических практик развития личности. Проведено теоретическое исследование формирования телесной идентичности личности в истории культуры. Проведено эмпирическое исследование отношения к неопределенности в современных импровизационных практиках на примере контактной импровизации. Продолжалось изучение психологических аспектов практики музыкального движения, в том числе процесса художественного творчества. Выделены этапы в создании музыкально-двигательной формы, описано возникновение выразительного жеста и танцевальной формы движения. Группой Е.И. Шлягиной была проведена работа по трем исследовательским линиям: 1)особенности мотивационно-смысловой сферы у людей, переживающих субъекивное одиночество; 2) психология горя: анализ личностного потенциала родителей, перенесших потерю ребенка; 3) роль эмоционального интеллекта в различных видах длительного межличностного взаимодействия. А.И. Чекалина провела анализ данных эксперимента «Марс-500», изучены изменения индивидуально-личностных особенностей членов экипажа: 1) во время адаптации к условиям изоляции происходит изменение системы ценностей, относящейся к оценке важных для межличностного общения свойств людей; 2) получены данные об особенностях использования защитных механизмов и динамики тревоги у социометрических «звезд» и «аутсайдеров»; 3) на основе анализа индивидуальных особенностей выполнения профессиональных операторских задач выделено два принципиально различных стиля деятельности: «надежный» и «поисковый»; 5) изучена динамика сна в зависимости от типа реагирования на стресс. По материалам проведенных исследований подготовлены к защите две кандидатские диссертации (рук. А.Н. Гусев и В.А. Иванников).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".