Психологические особенности познавательной деятельности и коммуникации в информационном обществеНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Психологические особенности познавательной деятельности и коммуникации в информационном обществе
Результаты этапа: Осуществлено теоретико-аналитическое и эмпирическое исследование личностной, когнитивно-стилевой, социально-перцептивной, психотехнической специфики пользователей современных информационных и коммуникационных технологий. Теоретическая основа исследовательской работы – культурно-деятельностный подход. Привлекались также отдельные положения психологии измененных состояний сознания, психологии компьютеризации, кросс-культурной психологии, психологии Я-концепции и идентичности, позитивной психологии, киберпсихологии. Рассмотрен и проанализирован имеющийся опыт переноса экспериментальных психологических исследований в виртуальную сферу, проведено обобщение и выработаны рекомендации. Выполнено эмпирическое изучение феноменов представленности в социальных сетях множественных идентичностей и среди них – альтернативных идентичностей, исследованы психологические способы управления (в том числе манипулятивного) социально-перцептивными процессами коммуникативных партнеров. С опорой на типологию этических позиций (а именно: альтруизм, перфекционизм, гедонизм, утилитаризм), занимаемых при общении в социальных сетях, выполнено теоретико-эмпирическое исследование и выявлены гендерные и возрастные различия этических установок, характеризующих представителей молодежи (15-25 лет) в ходе применения ими социальных сетей. Осуществлено сравнение сетевой (виртуальной) и реальной личностной идентичности; с применением факторного и дисперсионного анализа показано, что первая организована проще, чем вторая. Данный эмпирический факт соответствует высказанным ранее предположениям. Определенные особенности когнитивного и личностного стиля, характерные для геймеров (игроков в компьютерные игры), оказались отличны от представителей контрольной группы не играющих в компьютерные игры старших подростков и молодых взрослых. Игроков характеризует, как показано в эмпирическом исследовании, поленезависимый когнитивный стиль и низкие показатели по шкале эмпатии. Опровергнута принятая в научной литературе гипотеза о высокой импульсивности игроков в компьютерные игры: как показано, геймеров характеризует, наоборот, рефлективность. Показано, что когнитивные стили тесно связаны с механизмами непроизвольного интеллектуального контроля, причем различные стили различным образом связаны с контролирующими механизмами: так, когнитивные стили полезависимость/поленезависимость и гибкий/ригидный познавательный контроль связаны и с механизмами торможения иррелевантных реакций, и с когнитивными структурами ментального опыта, репрезентирующими интегрированность словесно-речевого и сенсорно-перцептивного способов кодирования информации; в то же время когнитивный стиль импульсивность/рефлективность соотносится с преобладающими стратегиями решения задач: рефлективность способствует построению целостной модели ситуации перед принятием решения, в то время как импульсивность связана со стратегией «проб и ошибок». Исследование свидетельствует о высоком уровне развития у геймеров механизмов торможения нерелевантных стимулов. Таким образом, хотя сами по себе когнитивные стили являются устойчивыми характеристиками, не изменяющимися во взрослом возрасте, но связанные с ними функции контроля могут быть развиты посредством выполнения определенных типов деятельности, в том числе – компьютерной игровой деятельности. Высокий уровень развития механизмов контроля при выполнении визуально-ориентированных видов деятельности может считаться одним из объяснений полученной в исследовании когнитивно-стилевой специфики геймеров. В рамках изучения культурно-исторически обусловленных измененных состояний сознания и, в частности, такого их вида, как сон, доказано, что основой гипнопедического обучения является формирование нового вида сна (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна), у которого появляются новые функции (перцептивная и мнестическая) и четкие временные границы (вырабатываются соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформируются нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Предложено рассматривать гипнопедический сон и сон с осознанными сновидениями как аналоги высших психических функций, поскольку данные измененные состояния сознания являются социальными по происхождению, произвольными (формируются произвольно и направленно) и опосредствованными (гипнопедический сон – предварительно созданной установкой на восприятие и сохранение информации, а сон с осознанными сновидениями – специальными психотехниками и установкой на осознание). Исследования гипнопедии позволили предположить, что трудности выработки способности к осознанию сновидений связаны с необходимостью перестройки определенных фаз и стадий сна в связи выполнением ими новых функций, которые могут интерферировать с прежними.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".