Политико-административные и правовые механизмы развития современного государстваНИР

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Политико-административные и правовые механизмы развития современного государства
Результаты этапа: Приоритетным направлением в исследовании политико-административных механизмов развития современного государства стало изучение политико-административных сетей в системе современного государственного управления, определение их места и роли в процессах формирования и реализации государственной политики. Было выявлено, что государство в своем стремлении к обеспечению высокого уровня адаптивной эффективности в условиях средовой неопределенности все чаще использует механизмы сетевого конструирования. Ориентация государства на поиск и инкорпорирование новых институциональных конфигураций определяется типом политического режима, спецификой правящей элиты, качеством профессиональной подготовки государственных служащих, соотношением публичных, полутеневых и теневых практик в деятельности ключевых политических субъектов, а также развитостью коммуникативной инфраструктуры, обеспечивающей их взаимодействие. Было показано, что внедрение сетевых в практику государственного управления не означает ослабления властных позиций государства как центрального политического института, а лишь изменяет его управленческую стратегию в отношениях с контрагентами и выполнении основных функций. Большое внимание было уделено интерпретации понятия «политико-административная сеть». Последнее определяется как особая организационная форма, основанная не только на горизонтальных, неформальных, латентных связях между участниками, но и на вертикальной координации, необходимой для обеспечения ее устойчивости и развития, а также рыночных формализованных взаимоотношениях. Выявлена зависимость конфигурации сети, моделей взаимодействия в ней участников от типа решения, специфики процесса формирования и реализации государственной политики, а также от конкретного этапа управленческого процесса, на котором функционирует сеть. В силу указанных обстоятельств происходит усложнение современной практики государственного управления, поскольку сетевая архитектура, частично разрушающая иерархию, обеспечивает гибкость политической системы, но в то же время обостряет проблему принятия рискованных решений при сохранении высокого уровня политической ответственности государства. Определены как преимущества инкорпорирования сетевых механизмов в практику государственного управления, так и порождаемые ими угрозы для воспроизводства демократического политического режима. Обоснован тезис о необходимости включения представителей государства в деятельность сетевых альянсов для поддержания публичности управления, снижения негативных последствий латентных, неформальных ресурсных обменов между участниками сетей. Сделан вывод о необходимости активации государством форм мета-управления, требуемых для осуществления своих полномочий в децентрализованной среде в условиях рассредоточения власти между участниками сложных сетей. I. В рамках разрабатываемой темы в 2014 году опубликованы несколько статей, в частности: 1. «Pacta sunt servanda» (на английском языке). В статье рассмотрены актуальные вопросы соотношения международного и внутригосударственного права, место норм международного права в национальной правовой системе, их взаимодействие, юридическая сила, особенности действия, а также вопросы имплементации и инкорпорации норм международных договоров в национальную законодательную систему. 2. «Дуализм территориального состава Российской Федерации и ее субъектов». Статья посвящена актуальным правовым проблемам, ассоциируемым с двойственностью территориального состава Российской Федерации и ее субъектов. Как на общегосударственном, так и на региональном уровне сосуществуют относительно самостоятельные системы территориальной организации. Россия помимо федеративного устройства подразделяется на федеральные округа и иные территориальные единицы, не обладающие правосубъектностью. Для каждого из субъектов Российской Федерации характерно наличие системы муниципальных образований и административно-территориального устройства. Как показано в статье, такой дуализм не является спецификой России, а вполне типичен для современных государств. Обосновано, что большинство приписываемых российскому территориальному устройству проблем, хотя и связано с указанной двойственностью, порождено иными причинами и требует более сложных решений, чем ее устранение или приведение разных составляющих территориального устройства в состояние единой системы. 3. «К вопросу о субъектах международной уголовной ответственности». В статье исследованы наиболее значимые вопросы ответственности за преступления по международному уголовному праву с разграничением аспектов ответственности государств, юридических лиц и индивидов, обозначены особенности ответственности данных субъектов, рассмотрен вопрос об иммунитетах и привилегиях, которыми высшие должностные лица наделены согласно международному и национальному праву, приведены практические примеры реализации уголовно-правовой ответственности в международном праве. 4. «Современный мир и международная безопасность». В современном мире в сфере международной безопасности произошли существенные изменения. Она испытывает влияние как международного права, так и мировой политики. В условиях современного глобального взаимодействия существенно расширяется понятие безопасности, меняется логика взаимодействия человечества в этой области, речь уже идет о глобальной безопасности, как сфере обеспечения жизненно важных интересов всего человечества. В статье рассмотрены вопросы соотношения права международной безопасности и политики, проблемы легитимности применения силы, теория демократического мира и др. 5. «Верхняя палата парламента в системе государственного управления». Статья посвящена работе верхней палаты высшего законодательного органа – парламента, его роли в системе государственного управления, в частности, в законодательном процессе, в решении кадровых вопросов, парламентском контроле и в других важных вопросах государственного строительства.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".