ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Проект направлен на построение и анализ совокупности математических моделей, описывающих функционирование социума с учетом: его взаимодействия с управленческими структурами государства и взаимного влияния между режимом функционирования социума и развитием экономической ситуации в условиях информационного общества; а также на разработку оценочных критериев функционирования социума, оптимизацию рассматриваемых процессов с точки зрения этих критериев. Нахождение и изучение различных режимов функционирования системы «Власть-Общество» позволит дать практические рекомендации по смягчению противоречий и конфликтов в политической, экономической и социальной сферах. Вполне традиционным является применение методов математического моделирования в экономических исследованиях; математический аппарат давно востребован в социологии; с недавних пор можно говорить о математических моделях в политологии. Однако комплексное исследование социально-экономических и социально-политических процессов с применением методов математического моделирования еще находится в стадии становления. Тема проекта является актуальной ввиду необходимости определения условий стабильного, не приводящего к системным конфликтам развития социума
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 апреля 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Развитие и применение математических моделей системы «Власть-Общество» |
Результаты этапа: 1. Построена математическая модель, синтезирующая два подхода к моделированию коррупции в системе «Власть-Общество»: системно-социальный, т.е. рассматривающий иерархию в целом, и теоретико-игровой, делающий акцент на мотивах и поведении отдельных инстанций (т.е. чиновников) этой иерархии. При этом рассмотрение иерархии в целом основано на модели «Власть-Общество», описывающей динамику власти в иерархии с учетом реакции гражданского общества и поведенческих характеристик коррумпированных инстанций. В теоретико-игровой модели в качестве акторов рассматриваются инстанции иерархии и антикоррупционная служба. Вероятность обнаружения коррупции в конкретной инстанции зависит от ее степени коррумпированности, и от объема средств, выделенных на ее проверку. Задача антикоррупционной службы заключается в том, чтобы распределить свой бюджет на части, направляемые на поиск коррупции в различных инстанциях, таким образом, чтобы максимизировать количество обнаруженных фактов коррупции. Каждая инстанция выбирает стратегию поведения (брать или не брать взятку), исходя из принципа максимизации своей функции полезности. На уровне иерархии в целом учитываются выбранные отдельными инстанциями стратегии, а также механизмы модели «Власть-Общество» - перераспределение власти между инстанциями и влияние гражданского общества. Модель исследована аналитически (методами теории дифференциальных уравнений и теории игр) и численно. Показано, в частности, что если бюджет антикоррупционной службы очень мал, то он никак не мотивирует чиновников иерархии сократить масштабы взяточничества. Напротив, если чиновники знают, что на борьбу с коррупцией выделен большой бюджет, то в их интересах уменьшить количество взяток, в итоге возможна ситуация, что выделенный бюджет даже не будет потрачен полностью. Данный результат позволяет высказать следующую практическую рекомендацию: при анонсировании бюджета на борьбу с коррупцией, имеет смысл объявлять сумму, превышающую реальную. 2. Построен вариант модели «Власть-Общество», описывающий две интегрирующиеся властные иерархии, каждая из которых находится во взаимодействии со своей общественной системой. Модель основана на следующих положениях. В базовой модели «Власть – Общество» каждая внутренняя инстанция иерархии обменивается потоками власти с соседними (верхней, т.е. руководящей и нижней, т.е. подчиненной) инстанциями. При этом крайних (высшей и низшей) инстанций устанавливаются краевые условия. В наиболее простом случае, они имеют вид однородных краевых условий второго рода, имеющих смысл отсутствия потоков власти через концы иерархии. Для высшей инстанции это означает, что она не получает подпитку властью с каким-либо наднациональным органом (и наоборот, никакой наднациональный орган не «откачивает» власть у этой инстанции). Интеграция неравноправных систем описывается присоединением меньшей иерархии к большей путем подчинения ее старшей инстанции соответствующей инстанции большей иерархии (т.е. высшая инстанция меньшей иерархии находится на том же уровне, что одна из срединных инстанций большей иерархии). Например, если в большей иерархии «губернаторский» уровень соответствует третьему уровню, то присоединение нового региона описывается присоединением региональной иерархии к союзной так, что глава этого региона становится новым подчиненным для инстанции второго уровня. Интеграция равноправных систем описывается образованием новой инстанции, подчиненными для которой являются высшие инстанции каждой из интегрирующихся частей. Уравнения модели «Власть - Общество» для ситуаций «до» и «после» интеграции выписываются стандартным образом. Проведено исследование модели для симметричного случая, т.е. когда характеристики иерархий одинаковы. Показано, что стационарное решение в этом случае также симметрично. | ||
2 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Развитие и применение математических моделей системы «Власть-Общество» |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Развитие и применение математических моделей системы «Власть-Общество» |
Результаты этапа: | ||
4 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Развитие и применение математических моделей системы «Власть-Общество» |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".