Аннотация:Возрастная психология и психология личности привлекают для исследования субъективного мира человека в онтогенезе материалы личных дневников. Особый интерес представляет изучение особенностей самосознания личности в подростковом и юношеском возрастах, репрезентируемых в дневниковых текстах. На данных возрастных этапах идет активное становление рефлексивного самосознания и самоопределения жизненного пути. Изучение дневников позволяет проследить внутренний план развития личности, становление ее ценностных ориентаций и норм.
Личные дневники – относительно распространенная форма бытования автобиографических текстов в современной городской культуре, особенно актуальная на этапах отрочества и юности. Личный дневник может выступать в двух основных значениях: как средство репрезентации самосознания (посредством ведения интимного дневника автор может репрезентировать в знаковой форме свой внутренний мир); как средство организации и регуляции самосознания (посредством наррации, происходит структурирование процесса осознания себя в смысловых категориях и системе социальных отношений).
Подростковый и юношеский возраста – значимые этапы личностного становления человека. Именно в отрочестве и юности «самость» человека обретает статус внутренней опоры мировоззрения, развиваются рефлексивные способности. От отрочества к юности происходят существенные изменения социальной ситуации развития человека, а также глубокие преобразования внутреннего мира личности, становление внутренней позиции. Меняются ключевые личностные проблемы, требующие от развивающегося человека осознания и выработки собственного отношения, обретения психологических средств саморегуляции, произвольности социального поведения и т.д. Интимный дневник спонтанного ведения может выступать эффективным средством разрешения этих сложных проблем возраста.