Аннотация:Предметом исследования данной статьи выступают особенности проявления интеллектуальных способностей в ряду значимых качеств личности, обеспечивающих подросткам индивидуально-оптимальные выборы способов осуществления спортивной деятельности. Выбор цели исследования предопределен темой и состоит в выявлении закономерностей актуализации качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы у подростков-спортсменов, преимущественно применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения. В работе представлены данные опросных методов исследования, включенного наблюдения, сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализ материала, определение частотности выборов с применением коэффициента корреляции Пирсона, оценка однородности выборок и проверка гипотезы об отсутствии различий между эмпирическими распределениями при помощи критерия хи-квадрата. В качестве методологических предпосылок к исследованию приняты воззрения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В группах подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения, выявлены закономерности содержания смысловых и деятельностных опор на особенные качества интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивающих ресурсно обусловленное приспособление к спортивной деятельности. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми однородные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность при развитии интеллектуальных, физических качеств и качеств регулятивного плана – у рациональных и рефлексивных; при развитии волевых качеств – у рациональных и рецептивных. Выбор актуальных интеллектуальных качеств в группах рациональных и рецептивных подростков имеет существенные различия. Полученные результаты встраиваются в процесс организации спортивной подготовки подростков при развитии интеллектуальных способностей и воспитании соревновательно- и адаптивно значимых личностных качеств, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.