Аннотация:В статье кратко рассматриваются две важнейшие теории джайнов, относящиеся к сфере эпистемологии: семичленная комбинация оценочных "точек зрения" в отношении воспринимаемого объекта и семисоставная же шкала учета отношений между познающим субъектом и познаваемым объектом. Джайнская теория познания первого типа известна под названием "Учение об одновременности существования и несуществования", она предполагает семь когнитивных модусов:1) объект рассматривается и как член вида/рода, и как индивидуальная сущность; 2) учитываются лишь те свойства объекта, которые определяют его вхождение в соответствующий класс; 3)учитываются только индивидуальные особенности объекта; 4)учитываются пространственно-временные отношения объекта; 5)с объектом соотносятся его наименования или иные дефиниции; 6)определяются смысловые и референтные ограничения объекта; 7)учитываются относящиеся к объекту метафорические и метонимические переносы.
Теория второго типа, или "Учение о допустимости (существования)", предполагает семь типовых вероятностных характеристик объекта:1) объект существует; 2) объект не существует; 3) объект и существует, и не существует; 4)объект невыразим; 5)объект существует и невыразим; 6) объект не существует и невыразим; 7)объект и существует, и не существует, и невыразим. Таким образом, логика, лежащая в основании джайнской теории познания, не ограничена законом "исключенного третьего" и в определенном отношении напоминает многозначную логику Лукасевича.