Место издания:Центр лингвокультурных исследований Balcanica и Центр балто-славянских исследований Института славяноведения РАН Москва
Первая страница:329
Последняя страница:335
Аннотация:В итальянской традиции Вербное Воскресенье называется Domenica delle Palme, то есть буквально Воскресенье Пальм. Само понятие palma является в данном случае не только обозначением конкретного растения, но обобщает ряд вечнозеленых растений, имеющих сходную символику, которые могут его замещать.
В рамках данной статьи рассматривался один любопытный обряд, зафиксированный исключительно в регионе Калабрия, в поселении Бова Хора, в приходе San-Leo. Многие исследователи отмечают уникальность самого места, в котором, кроме итальянцев, проживают представители таких этнических меньшинств, как албанцы и греки, что обогащает локальную традицию взаимовлияниями.
Накануне Пальмового Воскресенья сооружают так называемые statue vegetali/ растительные фигурки разных размеров, одна из которых, больших размеров, изображает «мать», другая, поменьше – «дочь». Во время праздничной службы их кропят святой водой и затем обносят вокруг селения. По окончании шествия его участники разбирают statue vegetali на части, чтобы использовать в обрядовых действиях. Основная направленность таких действий – апотропеическая.
Уникальной является именно форма растительной композиции, встречающейся в Калабрии. Относительно происхождения обряда плетения фигурок «матери» и «дочери» существуют различные гипотезы, связывающие его как с древней языческой традицией, так и с более поздней христианской. Исторически в регионе Калабрия располагались античные греческие колонии. Из всех культов наиболее распространенным являлся культ Деметры и Персефоны, о чем свидетельствуют археологические данные. Бова Хора расположена близко к древнему поселению Локри, где был обнаружен один из важнейших храмов, посвященных культу Персефоны, со знаменитыми локрийскими табличками, изображающими похищение дочери Деметры Аидом. Обряд разрывания фигурок напоминает о культе Диониса-Загрея, который был связан с Персефоной, согласно орфическим гимнам (Hymn. Orph. XXXXVI).
Вторая гипотеза связывает обряд с греческой Саракости, олицетворявшей Великий Пост. Кроме того, именно у калабрийских бытовал обычай плести куколку, изображавшую Саракости. Однако данная теория является спорной, поскольку не объясняет парность и разные размеры растительных фигурок из Бовы, которые к тому же в народной традиции воспринимаются как «мать» и «дочь». Также Воскресеньем Пальм пост не завершается, поэтому обычай разрывать фигурки в этом случае кажется не совсем обоснованным.