Аннотация:Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n58/1554-burlakova58.html
Представлен опыт описания и сравнительного культурно-исторического анализа развития детей в различных исторических условиях: периода кризиса 1992–2000 гг. и периода стабилизации 2012–2015 гг. Исследование предполагало качественный анализ объективных исторических и социально-демографических данных, материальных условий проживания семей, рода занятости родителей, доступных ресурсов и т.п.; изучение структуры семей. Наряду с перечисленными данными в анализе использовались результаты интервью с родителями, а также длительных наблюдений за детьми в условиях детских учреждений. На материале сравнительного анализа двух групп семей с детьми старшего дошкольного возраста из г. Москвы 1992–1993 гг. (24 семьи) и 2006–2008 гг. (31 семья) осмысляются: 1) особенности и различия культурно-исторических условий, а также качественное своеобразие социальных групп, к которым принадлежали семьи; 2) родительские представления об образе (проекте) ребенка; 3) психологические особенности детей двух групп и культурно обусловленные рисковые варианты в развитии их личности. Показано, что культурно-исторические условия не просто влияют на особенности развития ребенка, но становятся организующим моментом психического развития и органично включаются в его структуру. Данный тип исследования вводит проблематику психологии развития и детской клинической психологии в более широкий круг исследований развития общества и культуры; проблемы возрастной психологии и детской клинической психологии предстают в контексте круга проблем исторического развития человека, связи и разрывов поколений, ускоряющегося исторического времени, социальной неоднородности и расширяющихся культурных пространств, внутри которых организуется развитие.
Ключевые слова: культурно-историческая психология, культурно-исторический анализ, психическое развитие детей в различные исторические периоды, психология развития, детская клиническая психология, качественные исследования