Место издания:Издательство Государственного Эрмитажа Санкт-Петербург
Первая страница:63
Последняя страница:80
Аннотация:В статье анализируются изображения мучеников в мозаиках и фресках византийских храмов 10-11 вв. в Каппадокии, на Балканах и на греческих островах. Автор показывает, как на протяжении этого периода в византийской монументальной живописи складываются принципы подбора и группировки изображений святых. В основе лежит разделение изображений по чинам, в соответствии с определенной иерархией пространственных зон храма. Мученики представляют собой самую обширную категорию среди всех изображений святых. К 11 в. закрепляется практика изображать их небольшими группами в соответствии с их статусом или профессией (воины, целители, священномученики) или по «календарному» принципу. Как правило, мастера предпочитали размещать в небольших компартиментах именно пары, тройки, четверки или пятерки святых, связанных друг с другом (в зависимости от формы и количества имеющихся поверхностей), иногда добавляя к ним какие-то еще отдельные изображения. Таким образом, изображения святых в византийских храмах к 11 в. приобретают облик стройной системы, которая при этом обладает достаточной гибкостью для приспособления к различным размерам и типам храмов и пожеланиям заказчиков