4.Развитие межкультурной чувствительности в контексте поликультурного образования (на примере Международной школы завтрашнего дня г. Москвы)тезисы доклада
Аннотация:6. В решении проблемы развития чувствительности к Другому как личностного качества помогает опора на концепцию психологии переживания Ф.Е. Василюка. Познание Другого как со-переживание его опыта жизни. Особое со-бытие в пространстве опыта жизни Другого. Опыт совместных с подростками научно-исследовательских экспедиций в регионы России позволил увидеть конкретный технологический приём в котором данный опыт «со-» реализуется. Это интервью. Цели данного интервью могут быть узко-исследовательскими, опирающиеся на гипотезы и задачи, могут быть широкими, общего характера. Основной вопрос в построении данной концепции: как я смогу понять Другого? Понять не сколько знанием, сколько переживанием. Феноменология переживания, концепция, позволяющая развернуть процесс слушания другого. То есть позволяет организовать определённым образом построенный диалог. Данный диалог, организованный в форме глубинного интервью, позволяет соприкоснуться с опытом принятия жизни другого, а точнее опыт переживания жизни другим таким образом, чтобы смотреть и эмпатично отражать этот опыт вне сравнения со своим.
В своих разработках я опираюсь на теорию и методологию, разработанную как нашими российскими учёными: Стефаненко Т.Г., Лебедева Н.М., Почебут Л.Г., Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю., Хухлаев О.Е., Солдатова Г.В., Лунёва О.В.,Василюк Ф.Е., так и учёными из-за рубежа: израильский учёный Ш.Шварц (культурные ценности ), нидерландский учёный Г.Ховстеде (культурные ценности как последствия для коммуникации), М.Беннет (культурная компетентность как движение от этно-центризма к этнорелятивизму), Г.Триандис (культура как культурные синдромы), польско-английский учёный Тэшфл Г.(социальная идентичность).