Аннотация:В многообразии теорий, концепций, принципов образования конца ХХ века можно выделить три основные идеи – непрерывное образование, педагогическая парадигма и различие обучения и образования.
Хотя в педагогических трудах они фигурируют отдельно, в действительности взаимосвязаны:
- непрерывное образование, отличаясь от традиционного, «конечного», потребовало нового понимания педагогической реальности, новой парадигмы обучения и образования,
- новая парадигма проявилась в смещении внимания с деятельности педагога на деятельность учащегося, а также появлении таких понятий как субъект-субъектное отношение, личностно-ориентированное образование, образовательная траектория учащегося, андрагог вместо педагога в дополнительном профобразовании,
- а обе вместе привели к различению образования и обучения – образование перестало выступать объединением обучения и воспитания, т.е. способами воздействия на учащегося, а непрерывное личностное образование выступило самостоятельной жизнедеятельностью учащегося, отличной от его общения с педагогом, преподавателем.