Аннотация:В данном исследовании проводилось сопоставление одной из школ г. Москвы со спортивным уклоном (обследовано 61 ученик старших классов), с московской гимназией, характеризуемой углубленным и расширенным предметным обучением (обследовано 96 учеников), а также факультативным и профильным обучением. В старшие классы этой гимназии можно попасть только по результатам внутреннего "рейтинга" среди учеников. Ученики же школы более свободны, поскольку у них меньше предметная нагрузка. Формальное сопоставление параметров учебной мотивации, диагностированной по специально разработанной методике, позволяющей выделять 5 видов учебной мотивации, а также по локусу контроля в различных сферах (адаптированная методика УСК) на основании как t-критерия Спирмена, так и по U-критерию Манна-Уитни позволило обнаружить достоверное различие только по выраженности учебно-познавательной мотивации, тогда как по другим видам мотивации и локусу контроля в различных сферах различий не оказалось.