Место издания:Мензбировское орнитологическое общество Алматы
Первая страница:371
Последняя страница:371
Аннотация:Наряду с экспериментами с врановыми птицами в условиях нево-
ли мы исследовали когнитивные способности свободноживущих пред-
ставителей популяции большеклювых ворон (Corvus brachyrhynhos) в
природных условиях (заказник «Малые Курилы», о. Шикотан). Ин-
дивидуально помечены 25 птенцов из 10 выводков и собран материал
по онтогенезу их когнитивных способностей в природных условиях в
послегнездовой период жизни.
На 14 птицах отработана методика, позволяющая выяснить, суще-
ствует ли передача навыков от взрослых птиц к их потомкам и какие
формы обучения в этом процессе задействованы. Для этого три пары
взрослых ворон в период, когда их птенцы находились в гнезде, обучи-
ли простой дифференцировке стимулов по цвету: всегда подкрепляли
выбор красной из четырёх одинаковых по форме и размеру коробок.
Опыты проводили непосредственно на гнездовой территории этих пар.
Птицам понадобилось от 10 до 18 предъявлений, прежде чем они до-
стигли критерия обученности (не менее 7 верных выборов за 8 последовательных предъявлений). С 60-дневного возраста птенцы прилетали с родителями и имели возможность наблюдать за тем, как они добывают корм. Лишь в возрасте 91–92 дней птенцы начинают пытаться сами добывать корм из ящиков. К этому моменту, наблюдая за родителями, они усвоили, что корм нужно искать в одном из ящиков и поняли, что для этого нужно открыть ящик, скинув с него крышку. Однако путем наблюдения они не усваивают информацию о том, что корм находится только в красном ящике – этому они должны обучаться методом собственных проб и ошибок. Таким образом, мы экспериментально выяснили, что специфические пищедобывательные навыки могут передаваться от родителей к их потомкам в естественной среде обитания птиц. Птенцы большеклювых ворон оказались способны обучиться этому навыку, наблюдая за действиями своих обученных родителей.