Аннотация:Рассмотрены исторические изменения в дошкольном образовании в мире за происшедшее столетие: появление общественного образования наряду и взамен семейного; массовость дошкольного образования; превращение дошкольного воспитания в функцию государства, наряду с частными его формами; использование стандартизации; повышение квалификации работников ДОО; инклюзивное образование; гендерное образование дошкольников; появление новых носителей информации. Но за столетие далеко не все педагоги достигли обладания теми «возвышенными качествами», о которых мечтал Р.Оуэн, и главное, понимание «человеческой природы» не стало лучше, потому что эта «природа» изменяется вместе с условиями существования людей, которые за сто лет изменились радикально: иным стал социальный контекст ее понимания.
Ключевые слова: история дошкольного образования, социал-реформаторская идея, Р.Оуэн, К.Маркс, социальные изменения, изменения в дошкольном образовании, столетний период.