Место издания:Изд-во Санкт-Петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:192
Последняя страница:194
Аннотация:К числу сквозных психических процессов Л.М. Веккер (1998) относил такие интегративные процессы, как внимание и речь, указывая на то, что «организация процессов внимания… является эффектом конвергенции общих, исходных закономерностей структуры психического времени и психического пространства и более частных закономерностей организации речевых процессов, на основе которых осуществляется избирательная активность и произвольная регуляция актов внимания» (с.589). Устанавливая таким образом связь между функционированием внимания и речевыми процессами и относя к последним в том числе и «образы слов», не только слуховые, но также зрительные и тактильные, Веккер задает один из возможных векторов исследования внимания – изучение его в связи с речевой регуляцией и языковым опосредствованием познания.
В рассмотрении проблемы внимания Веккер отталкивается от детального анализа классических работ В. Вундта и отмечает стремление Вундта установить связь временной и пространственной структуры сознания с организацией актов внимания, неоднократно подчеркивая выявленную еще в то время органическую взаимосвязь характеристик внимания с закономерностями организации психического пространства и психического времени. Ярким примером подобного рода организации является полученный в конце XIX в. в лаборатории Вундта Дж.М. Кеттеллом эффект превосходства слова – повышение скорости/успешности опознания отдельных букв в составе слова (Cattell, 1886). Этот эффект был переоткрыт на другом классе задач спустя 80 лет (Reicher, 1969; Wheeler, 1970), а в начале XXI в. вновь привлек интерес исследователей в контексте проблемы нисходящей регуляции процессов обработки зрительной информации. Процессы нисходящей регуляции (или синтеза «сверху-вниз» в терминах Веккера), насквозь пронизывающие ход человеческого познания, важно осмыслить в свете единой теории психических процессов. В частности, Веккер указывает, что широко понимаемая речевая регуляция выступает как средство расширения объема внимания, которое достигается за счет «укрупнения величины соответствующих информационных единиц». К речи же как к собственно психическому процессу относятся «образы словесных кодов», взаимодействующие с разными уровнями когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов и осуществляющие интеграцию как внутри этих классов, так и между ними. В этом случае возможным механизмом эффекта превосходства слова как укрупнения структурных единиц зрительного восприятия будет «переход временных последовательностей в непрерывно-целостные симультанно-пространственные схемы» (1998, с.625). Особенно актуально обсуждение этого гипотетического механизма в отношении ошибок восприятия и зрительного внимания в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов и предъявления с маскировкой.
В работах последних лет психологи и нейрофизиологи активно ищут и обнаруживают эффекты превосходства слова в широком спектре задач на опознание зрительных изображений в затрудненных условиях восприятия: напр., при латеральной (Fine, 2001) и метаконтрастной маскировке (Luiga et al., 2002). С использованием регистрации вызванных потенциалов головного мозга показано, что слово оказывает влияние на опознание отдельных букв в его составе на ранних этапах обработки зрительной информации (Martin et al., 2006). В наших исследованиях установлено, что принадлежность отдельных зрительных стимулов-букв к слову влияет на организацию зрительного внимания как в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов, вызывающих эффект «мигания внимания» (Фаликман, 2001), так и в задачах пространственного зрительного поиска (Pantyushkov et al., 2008). Эффекты объединения отдельных букв в слова в этих классах задач представляют собой примеры соответственно временной и пространственной организации психики, закономерности которых, по Веккеру, органически связаны с природой внимания. Мы предполагаем, что подобные эффекты можно обнаружить и в других типах задач на внимание, за исключением отдельных феноменов, не связанных с решением определенной задачи в отношении целевых стимулов – напр., феномена «слепоты, вызванной движением», для которого эффекта превосходства слова не наблюдается (Devyatko, Falikman, 2008). Таким образом, предположительно эффекты превосходства слова связаны с активной организацией познающим субъектом своей перцептивной деятельности и представляют собой следствие сквозной интеграции познания.