Аннотация:В статье рассмотрена проблема железнодорожной геополитики в годы Второй мировой войны. Затронуты геополитические теории К. Хаусхофера и Х. Маккиндера и место в них железных дорог, рассмотрены ряд железнодорожных проектов военного времени в Европе и Азии, роль рельсовых магистралей в планах воюющих сторон, ведении и тыловом обеспечении войны, а также победе союзников над державами «оси». В частности затронута роль железнодорожного транспорта в межцивилизационных контактах в XX в., а именно в укреплении геополитических позиций Востока по отношению к Западу и в реакции Запада на этот процесс. Сделан вывод о ключевой роли железнодорожного транспорта в годы Второй мировой войны с точки зрения геополитики, стратегии и логистики. The article deals with the problem of railway geopolitics in the Second World War. The author touches on the geopolitical theories of K. Haushofer and H. Mackinder and the place of railways in them, considers a number of wartime railway projects in Europe and Asia, the role of rail routes in the plans of the belligerents, the warfare, and the logistic support, as well as in the Allied victory over the Axis. In particular, the role of railway transport in inter-civilizational contacts of the twentieth century is touched on, namely in the strengthening of the geopolitical positions of the East in relation to the West, as well as in the Western reaction to the process. The author concludes that railway transport played a crucial role in the Second World War in terms of geopolitics, strategy, and logistics.