«Русский мир» и цивилизационная идентичностьстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2019 г.
Аннотация:Статья доступна по сноске: file:///C:/Users/Acer/Downloads/russkiy-mir-i-tsivilizatsionnaya-identichnost%20(1).pdf
В статье обосновывается тезис о том, почему не следует создавать все новые и новые теории Русского мира.Одна из причин заключена в том, что их крайне трудно ввести в научный оборот, поскольку все «фабрики мысли», то есть научные и аналитические центры, «производящие смыслы» для текущей политики, находятся далеко за пределами нашей страны. У нас пока еще происходит болезненный процесс зарождения и становления первых оригинальных научных школ в области политической философии и аналитики (одна из них – школа Александра Панарина – автора самобытной теории Православной цивилизации, созданная на философском факультете МГУ). Что же касается конкурентоспособных богословских школ в России, то здесь нет единого мнения о том, как следует относиться к процессу их зарождения, который может обернуться, как все понимают, некритическим заимствованием идей и методологических принципов, чуждых духу православия. Но главное обоснование тезиса об особой осторожности в вольных теоретических построениях, объясняющих природу Русского мира, состоит в другом: со времен Аристотеля каждому, вероятно, известен хотя бы в самой общей форме методологический принцип бережливости, названный позднее «бритвой Оккама», согласно которому не следует множить сущее без необходимости. Образ Русского мира тесно сливается в массовом сознании и в сознании специалистов, изучающих феномен русскости или историю становления России как мировой державы, культурные границы и духовное влияние которой несравненно шире ее необъятной территории, с представлением о русской (или российской) православной цивилизации. Найти различия между указанными понятиями (мир и цивилизация – русская, российская и православная), разумеется, нетрудно, если поставить перед собой такую задачу, но это будет целесообразным только в одном случае – если поставленная задача приумножает наши знания, позволяет, к примеру, по-новому и неожиданно взглянуть на традиционную проблему.
Как правило, такие задачи представляют значительный интерес для узкого цеха представителей научного сообщества, но совершенно не волнуют большую часть людей, которых волнует главное – как сберечь Русский мир, сохранить свою национальную и цивилизационную принадлежность в условиях все сокрушающего влияния «шаблонизации» мышления. Задачу сбережения Русского мира сегодня невозможно проигнорировать уже по той причине, что его распад инициируется извне и оборачивается невероятными бедствиями для многих миллионов граждан великой страны, разделенной искусственными границами. Гражданская война на Украине, унесшая жизни десятков тысяч людей и лишившая достойного и безопасного будущего всех остальных, – пример того, что означает крушение Русского мира на отдельно взятой территории.