Аннотация:Анализируется специфика научных взаимоотношений двух ведущих отечественных психологов - Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Показано, как первоначальные отношения учитель (Выготский) - внимательный ученик и последователь (Леонтьев) сменились размежеванием, поиском и отстаиванием своих собственных путей. Автор показывает динамику психологических идей этих ученых, освещает разные подходы к проблеме деятельности и личности, которые развели их в определенный период времени. Значительное внимание уделяется научному творчеству А.Н. Леонтьева, которое пришлось на более поздние социалистические времена, продолжающие сопровождаться идеологическим давлением. Показано, как, несмотря на этот неблагоприятный фактор, Алексею Николаевичу удалось прийти к необходимости специального изучения личности, ее нравственно-ценностной сферы. Приводя ссылки на конкретные работы А.Н. Леонтьева, автор показывает эволюцию его идей, внутренний контекст его научных поисков, который привел к тому, что он фактически снял вопрос о принципиальном расхождении с Л.С. Выготским по проблеме переживаний и деятельности. Автор предполагает, что в последние годы жизни А.Н. Леонтьев по своим взглядам приблизился к «позднему» Л.С. Выготскому, встав на сторону своего Учителя и одновременно, что нередко случается в научной жизни, - главного внутреннего оппонента. Сказанное подтверждает тот факт, что за два года до смерти (в 1977 году) А.Н. Леонтьев фактически снял вопрос о принципиальном расхождении с Л.С. Выготским по проблеме переживаний и деятельности.