Именные деревья» (нимтуло писпу) в микротопонимии удмуртовстатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:В статье рассматриваются названия отдельных деревьев в локальной топографии Удмуртии. Выявляется частотность употребления названий деревьев в микротопонимах. Выделяются и анализируются лексико-семантические типы микротопонимических названий, связанных с бытовыми явлениями (занятия жителей определенного локуса, события и случаи из жизни конкретных людей) или отражающих связь с системой календарных и семейных обрядов. «Имена» деревьев-персонажей как частного проявления архаического культа деревьев маркировали местность, обозначая сакральное пространство конкретного календарного или семейного обряда, символизировали центр Вселенной в пределах определенного локуса. Возле таких деревьев жители деревни отмечали праздник встречи весны и первого выезда в поле (гуждор, акашка), пика лета (гэршыд / трочин) и его заката (гэрбэр). Дерево в контексте обряда символизировало также природную лестницу как один из способов вознесения жертвы богам. Дерево обозначало границу «чужого» и «своего» пространства: здесь «встречали» (поезжан рода жениха) или «расставались» (с рекрутом). В рекрутских обрядах явны мифологические представления о дереве как заместителе души человека. Наиболее распространёнными для микротопонимии Удмуртии являются названия деревьев, которые сохраняют отголоски дохристианских религиозных верований, связанные с представлениями о духах – хозяевах природы, чаще всего о «лесном человеке» / «лесном хозяине» (нулэсмурт), дары ему обычно преподносили под елями (њазэг/сийонни). По частотности распространения этим названиям не уступают микротопонимы, связанные с культом предков. Вера в необходимость кормления душ умерших родственников, в особенности – родителей, сохранена в названиях деревьев, к которым «относили» поминальную жертву (лы/куйан, йыр-пыд/сотон). Приведенный в статье блок микротопонимов анализируется в контексте мифологического мировоззрения и широких типологических соответствий со славянскими и другими финно-угорскими народами.