Продукция лакказы и деструкция гуминовых кислот почвенными микроскопическими грибамистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 16 января 2019 г.
Аннотация:Лакказа (парадифенол: кислород оксидоредуктаза, КФ 1.10.3.2) – фенолоксидаза, широко распростра-
ненная в грибах и бактериях. Фермент базидиомицетов участвует в трансформации лигнина и гуми-
новых веществ (ГВ) почв. У почвенных аскомицетов и дейтеромицетов роль лакказ в деструкции ГВ
не установлена, условия продукции фермента малоизучены. В настоящей работе путем посева на ага-
ризованные среды, содержащие субстрат АБТС, выделены почвенные микромицеты – потенциальные
продуценты лакказ из типичных почв лесной, лесостепной и степной зон Европейской части России,
изучены их численность и видовой состав, условия продукции лакказы и взаимосвязь с деструкцией
гуминовых кислот (ГК) на агаризованных и в жидких средах. Из 68 выделенных штаммов окисление
АБТС при первичном посеве на агаризованные среды обнаружено у 20 штаммов. В чистой культуре
на агаризованных средах грибы окисляли АБТС слабее, но в присутствие ГК продукция лакказ у ряда
штаммов была выше, чем без ГК. У Acremonium murorum (Corda) W. Gams Z1710 установлена значи-
тельная, а у Botritis cinerea Pers. ex Fries Z1711 ‒ слабая продукция лакказы в жидкой среде, при этом гриб A. murorum одинаково активно продуцировал лакказу без индукторов и в присутствии ГК, а гриб
B. cinerea продуцировал лакказу только без индукторов. Прямой корреляции между наличием лакказы
и/или величиной ее активности и способностью грибов к обесцвечиванию (деструкции) ГК не уста-
новлено. В жидкой среде гриб A. murorum, активно продуцирующий лакказу, обесцвечивал ГК в мень-
шей степени (43%), чем B. сinerea (62%), и чем грибы, у которых внеклеточная лакказа отсутствовала
(54–81%). Роль окислительных систем микромицетов в деструкции ГК требует дальнейшего изучения.