Аннотация:Несмотря на положительную динамику темпов развития российской экономики в начале XXI века, она пока еще не смогла максимально использовать преимущества рыночных отношений, следствием чего является слабая конкурентоспособность производимой отечественной промышленностью продукции на мировых рынках. Предприятия российского ОПК по праву рассматриваются многими экономистами в качестве локомотивов отечественной промышленности, однако полностью выполнить свою миссию они не могут в результате воздействия негативных тенденций, которые сложились в ходе осуществления экономических реформ. Основными из них являются: технологическая отсталость производства, слабое развитие производственной инфраструктуры, низкий уровень инновационной активности. В современных условиях одним из эффективных путей преодоления указанных тенденций может стать государственное регулирование и привлечение инвестиций в развитие предприятий ОПК и системы военно-технического сотрудничества (ВТС), что, безусловно, придаст российской экономике импульс ускоренного развития. Однако пока усилий государства в этом плане явно недостаточно. Физический износ производственных фондов, эксплуатируемых сегодня на предприятиях ОПК, превышает 50%, две трети из них морально устарели и не отвечают современным реалиям. Существующие темпы обновления производственных фондов (менее 1% ежегодно, при минимально необходимом уровне 8-10%) лишь усугубляют положение дел. Между тем в конкурентной борьбе на мировом рынке превосходство российских образцов вооружений и военной техники (ВВТ) над зарубежными аналогами как по боевым возможностям, так и по критерию «эффективность-стоимость» непосредственно связано с состоянием производственной базы ОПК и его научно-техническим потенциалом. Сегодня на государственном уровне имеются все условия для изменения стратегии развития отечественного ОПК. Федеральные бюджеты последних лет принимаются с солидным профицитом. В ОПК сконцентрированы основные точки инновационного роста: ракетно-космическая техника, ядерная энергетика, силовая и специальная электроника и т. п. Вместе с тем, сложность современных ВВТ такова, что предприятия ОПК объективно должны ориентироваться на новые технологические решения, разработка которых требует высоких затрат, постоянного развития научно-технического и производственно-технологического потенциалов. Ограниченность государственных инвестиций в техническое переоснащение предприятий ОПК привела к тому, что в 2005 году развитие инновационных технологий на 78% обеспечивалось за счет собственных средств предприятий. В российский ОПК поступают средства из федерального бюджета (на реализацию государственной программы развития ВВТ) и из системы ВТС (на реализацию экспортных контрактов). Но эти средства имеют целевую направленность и по этой 528 iVIII Всероссийский симпозиум по прикладной и промышленной математике/i причине не могут быть признаны инвестициями. Однако если эти ресурсы усилить государственными инвестициями в рамках федеральных или отраслевых программ, то они вполне могут стать источником роста всей отечественной промышленности, большая часть предприятий которой работает в тесной кооперации с предприятиями ОПК по созданию сложных образцов ВВТ. Основными формами государственной поддержки инновационного развития предприятий российского ОПК могут быть следующие: прямая поддержка посредством капитальных вложений или путем передачи прав на интеллектуальную собственность; передача инвестиционных ресурсов в венчурные и инновационные фонды под управление частных компаний; введение таможенных и налоговых льгот; активная коммерциализация разработанных при создании образцов ВВТ технологий; вложение средств в продвижение конкурентоспособной продукции и др. Для того чтобы российский ОПК стал выгодным объектом государственных инвестиций, необходимо определить перспективные формы привлечения и направления вложения средств, которые способны обеспечить ожидаемый эффект уже в обозримом будущем. Раскроем некоторые из них. 1.. Увеличение поступлений в федеральный бюджет дивидендов по акциям обо 2.ронных предприятий, принадлежащих государству, а также доходов от прочих форм 3.участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2006 4.году их величина составила свыше 18 млрд. руб., но это далеко не предел. 5.Увеличение негосударственных инвестиций в ОПК при условии регулирования 6.государством участия частных российских и иностранных фирм в долевом владении 7.собственностью и в управлении предприятиями ОПК. 8.Формирование системы научно обоснованных критериев для проведения инвен 9.таризации предприятий ОПК и выделения претендующих на статус стратегически 10.значимых. 4.. При формировании политики государства в области развития и реструкту 5.ризации целесообразно ориентироваться не только на повышение коммерческой эф 6.фективности объектов экономики, но и на использование стоимостных показателей 7.нерыночных эффектов, генерируемых общественно значимыми объектами, к которым 8.относятся градообразующие предприятия ОПК. 9.Для всех предприятий, участвующих в производстве продукции военного на 10.значения, необходимо сформировать механизм согласования внутренних цен, обеспе 11.чивающий конкурентоспособность продукции на внешнем рынке. 12.Стратегические преобразования в сфере ОПК должны осуществляться с уче 13.том передового отечественного и международного опыта и быть направлены на по 14.лучение дохода за счет увеличения капитализации предприятий и с использованием 15.технологии инвестиционного банкинга. В системном плане реализация указанных направлений позволит рассматривать Государственные программы развития ВВТ и реструктуризации ОПК с инвестиционных позиций и получать при этом количественные оценки экономического эффекта. Количественные оценки, в свою очередь, откроют возможности для использования методов индикативного управления, которые позволят переориентировать деятельность распорядителей бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на ответственное достижение конечных, общественно значимых и измеримых результатов. Таким образом, формируется методология перехода от затратного управления ресурсами к управлению результатами. Работа подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 06-02-ООЗЗЗа.