Аннотация:В работе поставлена задача проанализировать в российских условиях влияние на инфляцию и экономический рост бюджетного инвестирования в транспортные инфраструктуры общего пользования. Подробно рассмотрены два ведущих вида транспорта: автомобильный и железнодорожный. На автомобильном транспорте инфраструктура и перевозочный комплекс экономически разделены, на железнодорожном - процесс их разделения в ходе реформирования только начинается. Предложенная модель экономических связей позволяет идентифицировать два механизма, ответственные за последствия инвестирования и противоположно действующие на инфляцию. Рост ВВП с развитием инфраструктур объясняется действием мёжсекторального транспортно-экономического механизма мультиплицирования. В условиях неопределенности для изучения последствий инвестирования использовался аппарат корреляционного анализа. Результаты вычислений, опирающиеся на реальный опыт и особенности российской экономики в 1992-2005 гг., показали следующее. Развитие транспортных инфраструктур в целом позитивно влияет на снижение инфляции и рост ВВП. Исключение составляет автодорожный комплекс, что может быть объяснено масштабной коррупцией на федеральном уровне в автодорожном хозяйстве и неоптимальной либерализацией автомобильного транспорта в ходе его реформирования. В случае железнодорожного транспорта бюджетное инвестирование в инфраструктуру однозначно ведет к снижению инфляции и устойчивому росту ВВП. Разделение инфраструктуры и перевозочного комплекса в ходе реформирования железнодорожного транспорта делает обоснованным и необходимым переход к началу и постепенному наращиванию бюджетного инвестирования и в эту инфраструктуру. Опыт реформ ряда видов транспорта делает необходимой корректировку темпов и содержания планов реформы железнодорожного транспорта. Прежде чем приступить к описанию проведенного исследования следует отметить, что в России вопросами экономической эффективности инвестиций и инноваций на транспорте занимается научная школа, основанная в 1935 г. академиком АН СССР Хачатуровым Т. С. на базе Московского государственного университета путей сообщения. Основная научная направленность работ школы связана с оценкой экономической эффективности различных инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве. Все нормативные документы по оценке эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте, утвержденные в МПС, разработаны в рамках данной научной школы. В частности, действующие в настоящее время в отрасли "Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте", утвержденные МПС в 1997 г., подготовлены под руководством проф. Волкова Б. А. В 1944 г. в Научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта было создано отделение экономики, преобразованное в 1999 г. в комплексное отделение экономики и финансов, первым руководителем которого также был академик АН СССР Хачатуров Т. С. Одним из направлений работы отделения является обоснование принципов инвестиционной политики на железнодорожном транспорте и наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов для развития и улучшения качества его работы. В развитие этого направления был подготовлен пакет основополагающих нормативно-методических документов: "Методические указания для проектных институтов по определению экономической эффективности строительства новых линий"; "Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений" (1973 г.); "Методические указания по определению экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений" (1980 г.); "Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте" (1991 г.). При переходе к рыночной экономике эффективность капитальных вложений стали определять на основе анализа денежных потоков в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами. С участием отделения в 1998 г. были разработаны "Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на новой методологической основе, соответствующей международным стандартам". В отличие от упомянутых работ, в которых, в первую очередь рассматриваются показатели эффективности конкретных инвестиционных проектов (чистая прибыль, рентабельность; срок окупаемости и т. д.) в настоящей работе исследуется результат на уровне макроэкономических показателей всей страны.