Аннотация:Цель: анализ влияния экономического кризиса в России на возможности доступа предприятий к производственным ресурсам, а также на уровень их компетенций.Методы: исторический, абстрактно-логический.Результаты: в статье определено, что, несмотря на влияние внешних факторов, основу деятельности фирмы составляют внутренние возможности и ресурсы фирмы. Показано, что предприятие в период кризиса должно приспособиться к ограничениям в области обеспечения ресурсами, т. е. изменить компетенции по их использованию. В современных условиях конкурентное преимущество может базироваться на двух составляющих - возможности доступа к ресурсам и внутренней способности фирмы к их использованию. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов должны быть сформированы такие компетенции компании, как: 1) умение обходиться меньшим числом ресурсов; 2) более эффективное использование доступных ресурсов; 3) поиск новых источников ресурсов, разработка собственных.В ходе исследования определено, что овладение предприятием новыми компетенциями будет связано с использованием и совершенствованием его когнитивных возможностей, являющихся функцией от организационного и индивидуального знания, которым обладает предприятие, т. е. его интеллектуального капитала.В статье проанализирован опыт развития новых компетенций в условиях кризиса на примере реорганизации завода «Промприбор» и деятельности компании ОАО «Галоген». Анализ опыта этих компаний, которые не только сохранились во время кризиса, но и приобрели новые компетенции и способности, позволил сделать вывод о том, что ключевое значение в этом процессе имела грамотная работа с основной частью интеллектуального капитала компании - человеческим капиталом. Таким образом, сформулирован вывод о значении команды людей и общности их интересов при проведении преобразований внутри предприятия.Научная новизна: впервые рассматриваются когнитивные аспекты системной модернизации предприятий с точки зрения новой ресурсно-компетентностной теории предприятия.Практическая значимость: основные положения и выводы, сделанные в статье, могут быть использованы при разработке или корректировке стратегии модернизации предприятий в условиях экономического кризиса.