Аннотация:Исходным мотивом проведения представленного в статье исследования стал интерес к выявлению качеств, на основании которых владельцы отечественных компаний выбирают топ-менеджеров для своего бизнеса, в частности, какие требования они предъявляют к таким работникам при их найме. Для получения ответа на поставленный вопрос были проведены опросы руководителей компаний, анализ мнений самих акционеров о причинах, побудивших их отбирать тех или иных кандидатов в советы директоров корпораций. Кроме того, изучались примеры взаимодействия акционеров и высших руководителей компаний. На основании полученных результатов определено, что при выборе руководителя для своей компании принципалы фактически оценивают две ключевые группы характеристик. Это, во-первых, требования к наличию у кандидата высокой квалификации, во-вторых, - достаточная лояльность. Одновременно в работе учитываются значимости (веса) каждого из факторов для конкретной руководящей должности. Отмечено, что важность лояльности возрастает для экономик стран, находящихся на стадии становления развитых рыночных институтов, как это происходит в настоящее время в России. Проведенные опросы также продемонстрировали наличие обратной зависимости между двумя отмеченными группами качеств. В большинстве проведенных наблюдений наиболее лояльные руководители не являлись одновременно максимально квалифицированными и наоборот. При этом отмечено, что более лояльный менеджер чаще проявляет и большую управленческую активность, но это преимущество нивелируется наличием у него меньшей квалификации и позволяет говорить о появляющихся в этой связи управленческих проблемах. Результаты исследования позволяют сформировать рекомендации для акционеров и иных принципалов по сокращению агентских издержек российскими корпорациями за счет внедрения метода корректного отбора и найма руководителей. Выделены ключевые факторы, характеризующие агентов, способных обеспечивать наибольшую эффективность, и позволяющие отказаться от недостаточно результативных руководителей.